Подготовка заданий для ЕГЭ «хромает»

Хотя российским школьникам приходится сдавать единый экзамен уже не один год, но подготовка его заданий серьезно хромает. Все дело в том, что специалистов, которые занимаются подготовкой и внедрением тестовых заданий на сегодняшний день серьезно не хватает, что сказывается, прежде всего, на качестве  ответов и результатах учеников, которые бывают ошарашены формулировками и вариантами ответов.
Интересные мнения высказывают специалист относительно того, каким должен стать идеальный тест, если его рассматривать с позиций психометрии и на сколько он будет отличаться для тех людей, которые уже имеют научную степень – бакалавр.

До того, как были введены ЕГЭ единственными психологическими исследованиями в этой области,  присутствовали только  PISA (умение детей использовать свои знания вне пределов школьной ситуации). PIRLS — умение детей 10-12 лет работать с текстами после окончания ими начальной школы. TIMSS – задания по проверке подготовленности в естественных  науках и математике для средней и начальной школы. Россия также принимает участие в международных мониторингах, демонстрируя хороший уровень подготовленности во многих сферах. Тестирование оказывается эффективным. После этого приходилось проводить тестирование уже для тех, кто заканчивает школу. Но сегодня нет достаточного количества специалистов, которые занимались бы исключительно психометрикой и смогли бы создать релевантные тесты для оценки способностей детей действовать эффективно в стрессовой ситуации. Для того, чтобы ввести такое всестороннее тестирование необходимо иметь правильного управленца, которого в России пока не появилось.
МВШСЭН впервые начала подготовку специалистов, которые могли бы приступить к мониторингу. А ведь сегодня именно тестовые специалисты оказываются всё более востребованными в связи с тем, что в законе «Об образовании» появляются  новые дополнительные требования, которые напрямую связаны с тестированием и мониторингом. Нельзя проводить исследования без грамотно составленных психометриков. Конечно, их можно подготавливать за рубежом или нанимать иностранных специалистов, но это порочный круг и зависимость, от которой следует избавиться для того, чтобы вырастить своих собственных грамотных специалистов этого направления.

Многие обыватели пребывают в уверенности, что тестом можно считать любой набор вопросов, которые имеют несколько вариантов ответов. Но у всех ответов должны быть свои характеристики. Они должны быть сконструированы так, чтобы принести минимальный процент случайных попаданий. Так в ответе обязательно должна быть ловушка, правильный ответ и те варианты, которые заведомо ложны и выбрать их может только тот, кто действительно не открывал учебника перед экзаменом. Чтобы составить валидный тест, необходимо подобрать нужную выборку – среднюю школу, проводить испытания на реальных подростках, которые будут отвечать на определенные тесты. После чего будет проводиться корректировка заданий, чтобы сделать результат наиболее приемлемым. Все это работа, которую должны делать психометрии.

Сегодня большинство тестов производятся зарубежными коллегами в США, Великобритании и других странах, которые славятся своими традициями тестирования. и ВШЭ, и МВШСЭН  были получены в результате связи с США и Великобританией, где в специализированных институтах проводилась их разработка.
Для того, чтобы подготовить специалистов, нужно разработать полный курс обучения с использованием опыта тех людей, которые оказались успешными в своей отрасли.

Ваш коментарий: