Карпов: возможно, независимые организации лучше оценят работу школ

Эксперты Общественной палаты РФ считают, что качественное школьное образование не одинаково доступно разным социальным слоям страны. Есть школы с хорошим мировым уровней, а есть и те, в которых наблюдается максимальное число «неудов» по ЕГЭ.

Директор московской школы № 261 Павел Карпов отмечает, что все российские школы условно можно разделить не те, куда поступают все, и на те, где ведется искусственный отбор. В основном все наилучшие учебные заведения относятся ко второй категории, однако попасть туда можно только путем сдачи сложного входного тестирования.  Здесь действует принцип: мы работаем с одаренными. Однако, как правило, здесь учатся дети, которым родители в состоянии обеспечить хорошую подготовку и оказать любую поддержку во время учебы.

В обычных школах часто учатся дети из семей, в которых родители не в состоянии мотивировать их к учебе. В результате равнодушие приводит к низкой успеваемости.

Карпов рассказал, что в их школе учатся дети из самых разнообразных семей, в том числе с низким достатком или тех, для кого русский язык не является родным. При этом он отмечает, что даже в таких семьях дети учатся хорошо, если родители серьезно относятся к их образованию.

Карпов привел пример объединения школ. Он отметил, что когда «сильное» учебное заведение объединяется со «слабым» нередко наблюдается ситуация, когда «сильная» школа просто забирает новые помещения, но при этом стремиться выжить «слабых» детей.  Это показывает, что учителя в этих школах в состоянии работать только с мотивированными детьми и не готовы исправлять недостатки своего преподавания. В итоге получается, что «хорошая» школа является хорошей только за счет специфики отбора одаренных учащихся.

По мнению Карпова, действующая система образования не в состоянии компенсировать различия между детьми, поскольку она предполагает, что родители будут заниматься мотивацией детей, чтобы сгладить недостатки школы. Однако даже в таком случае к концу начальной школы обязательно появляется разрыв между «отличниками» и «двоечниками». Эксперт считает, что исправить ситуацию может только не допущение формирования группы отстающих. Одним из способов является начальная подготовка детей, которой должны уделить внимание родители перед сдачей детей в школу. Многие сейчас стремятся отправить ребенка в школу пораньше, и не учитывают, готов ли он к учебе или нет. В результате они сплавляют все проблемы на совесть школы, заявляя, что в неуспеваемости детей в первую очередь виновата она.

Карпов отметил, что администрации объединенных школ необходимо проделать много работы, чтобы добиться каких-либо результатов от неуспешных детей. Этому будут способствовать более широкие возможности объединенной школы, которые будут вовлекать учеников в дополнительное образование. В таких школах появятся спортивные секции, театр, изостудия и т.п.

Помимо этого школам следует стать честнее с проверяющими органами. Однако это означает и необходимость доработки системы удостоверения качества образования  и поиска новых показателей. В настоящее время система образования пытается разработать адекватные способы определения качества работы школы и динамики результатов учеников. По мнению Карпова, этим должны заниматься не только госструктуры, но и независимые общественные организации, которые смогут привнести новые идеи.

Карпов отметил, что главной проблемой объединения школ является то, что родители не готовы принять равенство детей. Многие считают своих детей самыми умными и благовоспитанными и выступают против того, что ребенок из неблагополучной семьи имеет для государства ту же ценность.

 

 

Ваш коментарий: