Мокринский: крупным школам проще удовлетворить интересы детей

Слияние московских школ стало причиной острого общественного резонанса, который доходит уже до открытых протестов как учителей, так и родителей. Об этой ситуации делится своим мнением директор столичного лицея №1535 Михаил Мокринский.

Мокринский считает, что объединение школы позволит удовлетворить различные запросы детей, так как обладают большими возможностями. В небольших школах учащиеся могут рассчитывать не более чем на 2-3 «профильных» класса, как правило, это физико-математический, естественнонаучный и «универсальный» классы. Если же в первом случае настрой на учебу и учителя получше, то во втором и третьем в основном нет никакого выбора, отличием от физико-математического класса является лишь отсутствие ненужной физики.

Крупные школы получают лучшие возможности для профилизации  и разделении школы на начальную, основную и старшую. Самое больше число учащихся в старшей ступени, что предоставляет больше финансирования и обеспечивает возможность широкого выбора профилей. Эксперт отмечает, что постсоветская система профильных лицеев, состоящих из 7-9-ых классов, была разработана именно по этой логике.

Однако, несмотря на все возможности, родители активно выступают против поглощений и слияний и даже организовывают протестные митинги. По мнению Мокринского, это связано с тем, что само объединение проходит достаточно болезненно. Во-первых, в этом процессе редко в учет берется специфика школ. «Слабейшие» школы присоединяются к «сильнейшим». В этом случае на поверхности лежат неоспоримые преимущества для «слабого» заведения, так как происходит обновление системы, улучшается оснащение, появляются лучшие преподаватели, т.е. улучшается качество образования. Однако в результате простого территориального подхода не учитываются интересы детей и родителей.  Администрация более успешной школы, как правило, при объединении считает свою политику более правильной и игнорирует удачные нишевые решения, разработанные в слабой школе.

Также недостатком слияния является то, что интересы детей редко совпадают с тем, что им навязывают учителя и педагогические коллективы.

В итоге объединение двух школ с принципиально разным контингентом учеников, становится сложнейшей проблемой. В этой ситуации школе и обществу необходимо честно признаться, что все дети разные, поэтому следует разработать нормативные документы с программами, рассчитанными на соответствующие модели учеников и ученых процессов. На бумаге все учащиеся «спортсмены, отличники и просто красавцы», которые в запой читают книги и знают на перед все, чему их учат. Однако на деле это далеко не так.

Мокринский подчеркнул, что у детей разные уровни освоения школьной программы, поэтому и программы необходимо делать разными с более дифференцированным подходом. Нельзя ориентироваться только на самых умных.

При этом эксперт добавил, что для введения делегирования полномочий по специализации следует сделать этот процесс честным. Т.е. позволит школам ставить «двойки» и не наказывать их за неуспешных учеников. Он заявил, что «неуды» являются отражением реальности.

Мокринский считает, что вместо объединения можно было бы настроить сетевое взаимодействие между школами, однако проделать это очень сложно. В большинстве учебных заведениях устоялись свои традиции и рабочие коллективы, поэтому любое изменение станет ущемлением какой-либо части коллектива и, как следствие, приведет к разногласиям и конфликтам.

Эксперт предложил также воспользоваться опытом Великобритании, когда неуспешной школе увеличивается финансирование, позволяющее перейти на новую образовательную политику, но при этом учебное заведение подвергается на этот период жесткому контролю.  Однако и этот вариант мало применим в условиях России, где люди не привыкли к жестким временным рамкам и проектной работе.

 

Ваш коментарий: