Рынская: обязательный ЕГЭ по иностранному языку нужно вводить поэтапно

Согласно новому образовательному стандарту для старших классов планируется ввести третий обязательный единый госэкзамен (ЕГЭ) по иностранному языку. Учитель английского языка московского лицея «Вторая школа», эксперт программы «Информация для всех» ЮНЕСКО Галина Рынская отмечает, что нововведение обладает не только преимуществами, но и некоторыми рисками.

Рынская рассказывает, что стандарт для старших классов будет введен во всех школах только к 2020 году, однако ректор ВШЭ Ярослав Кузьмин настаивает ввести ЕГЭ по иностранному языку в самое ближайшее время. Эксперт отметила, что поддерживает идею обязательного ЕГЭ по этому предмету, однако считает, что эта ситуация требует дополнительного обсуждения в плане методов реализации и сроков. По ее мнению, здесь необходима осмотрительность и постепенность, т.е. ЕГЭ должно вводиться поэтапно, начиная с пилотного режима, по итогам которому можно уже будет судить о необходимости распространения практики на всю страну. Рынская предлагает начать эксперимент с Москвы, так как именно здесь сосредоточены лучшие учителя-предметники, а школьники довольно часто выбирают ЕГЭ по иностранному языку.

Эксперт отметила, что ЕГЭ по иностранному языку не очень популярен среди выпускников. Так, в этом году английский язык выбрало всего 8,5% от общего числа школьников. Рынская считает, что это в первую очередь связано с тем, что многие вузы не делают акцент на иностранных языках. Помимо этого КИМ по английскому языку разработаны в России по иностранным аналогам, т.е. они рассчитаны на носителей языка, а не на среднестатистического российского ребенка. В связи с этим многие из сдающих иностранные языки в основном являются теми, кто планирует поступать в зарубежный вуз или колледж.

Рынская напоминает, что наши выпускники должны готовиться не для отъезда за границу, поэтому и иностранные языки должны быть на том уровне, который будет им полезен во время работы на благо российской науки и промышленности. В настоящее время английский язык требуется на любой мало-мальски перспективной работе, поэтому стоит обеспечить его знание выпускниками.

Рынская надеется, что с введением обязательного ЕГЭ по иностранному языку повыситься и качество преподавания этого предмета. В первую очередь это связано с тем, что с учащихся и преподавателей будет более строгий спрос, накладываемый обязательностью независимого экзамена. Помимо этого, она отмечает, что у учащихся появится стимул начать изучение иностранного языка.

Для реализации этого замысла потребуется предпринять целый комплекс мер, действующих в самых разных направлениях. Во-первых, по словам Рынской, следует начать с переработки КИМов по английскому языку, так как в нынешнем виде они не совпадают с реальными возможностями педагогов и учащихся. Таким образом, уровень заданий должен быть разработан под стать требованиям, предъявляемым к школьникам во время обучения. В связи с этим разработкой Ким должны совместно заниматься учителя и методисты, которые не понаслышке знакомы со школьной практикой. Также стоит ввести устную часть в ЕГЭ, так как одной из ключевых компетенций является умение общаться.

Во-вторых, действующая программа и учебники по английскому языку должны быть подвергнуты переоценке.  В настоящее время все они в основном малоэффективны.

В-третьих, следует повышать квалификацию учителей и организовать их аттестацию в форме ЕГЭ. Они должны доказать, что знают язык достаточно хорошо, т.е. умеют свободно на нем общаться и грамотно писать. Не сдавшие подобный экзамен преподаватели, по мнению Рынской, пусть ищут другую работу, так как со своими задачами учителя они не справляются.

 

Ваш коментарий: