Артикуляция и звучание

Обращается внимание на разную артикуляцию и звучание при произношении каждого гласного звука, и единое обозначение: все разные гласные звуки обозначены одним и тем же знаком – кружком без черточки. Поэтому по схеме нельзя узнать, где АЛЯ, где ОЛЯ, УЛЯ, ЭЛЯ или ИРА. Для того чтобы узнать, где какое имя, нужно, чтобы разные гласные звуки обозначались по-разному, чтобы у каждого гласного звука был свой особый знак. Такие знаки люди придумали давно. Возможно, дети сами догадаются, что это буквы.

Введение буквенных обозначений для гласных звуков.

-    Какой первых звук в слове АЛЯ? ([а]) Какой буквой обозначают звук [а]? Кто знает эту букву? (Один из учеников показывает букву и подставляет ее под звуковую схему. Такая же работа проводится с начальными гласными остальных имен.) Обращается внимание, что имена девочек пишутся с большой буквы – это тоже «опасное» при письме место.

-    Можно ли теперь показать, где имя каждой девочки? (Дети выходят к доске и называют девочек по именам.)

-    Что помогло нам узнать, где какое имя? (Буквы.) Какие звуки они обозначают? (Гласные.)

-    Назовем эти звуки! ([а], [о], [э], [у], [и])

-    Сколько гласных звуков мы обозначили буквами? (Пять.)

-    А на самом деле гласных звуков шесть. Какого же звука не хватает? (Если дети не назовут, учитель предлагает выделить гласный звук в слове ДЫМ или СЫР, ШАРЫ. Демонстрация буквы Ы для звука [ы] детьми или учителем.) Итак, всего гласных звуков шесть. Назовем шесть букв для гласных звуков (с доски и по азбуке). Чтение учителем вместе с детьми рифмовки о гласных с доски:

А-О-У, Э-Ы-И

Звуки гласные мои.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть.

Сообщение учителя о том, что для шести гласных звуков на самом деле есть десять букв. Для обозначения гласных звуков [а], [о], [у], [э] имеется не по одной, а по две буквы. Для звука [а] – буквы А и Я. Для звука [о] – О, Е. Для звука [у] – У и Ю. Для звука [э] – буквы Э и Е. А почему так, мы узнаем на наших следующих уроках. Назовем еще раз все буквы гласных звуков хором по азбуке. (Чтение букв по азбуке и на доске по порядку и вразбивку.).

Ваш коментарий: