Азбука и алфавит

Обобщить представления детей о звуках и буквах, развивать интерес к родному языку и речи.

Индивидуальное чтение текста «Азбука и алфавит». Беседа по содержанию прочитанного.

Работа в парах. Чтение друг другу и отгадывание загадок с нахождением отгадок по рисункам азбуки. Выполнение детьми задания к тексту и взаимопроверка работы.

Рассматривание алфавита на с. 59 и его чтение с правильным называнием букв. Рассказ учителя о том, что в далеком прошлом, более 1000 лет назад, буквы в России назывались по-другому, старинными словами: А – «аз», Б – «буки», В – «веди», Д – «добро», З – «земля», С – «слово» и т. д. По этим буквам учились читать не только наши бабушки и дедушки, но и прабабушки и прадедушки, а еще раньше – прапрадедушки и прапрабабушки. Поэтому о том, что было очень давно, говорят: «Это было еще прапрадедовской порой». Послушайте стихотворение Я. Козловского:

Прапрадедовской порой Встали буквы в четкий строй.

Строй как строй,

Да не простой.

Он зовется АЛФАВИТ,

Всюду путь ему открыт.

Буквы разуму верны.

И за это им даны Высочайшие права Образовывать слова.

Беседа по содержанию. Закрепление понимания детьми значения слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Выяснение смысла последних четырех строк стихотворения.

Игра «Живые буквы». Каждый ученик получает одну букву алфавита. Учитель называет слово. Ученики с буквами названного слова выбегают к доске и составляют это слово, держа буквы перед собой. Класс читает хором.

Примерный набор слов, в которых использованы все буквы: ЖУК, ЛЁН, ОСЫ, ЭХО, ЮЛЯ, ПЕЙ, ЩИТ, БАНЯ, ЗИМА, ЧАСЫ, ХРАМ, ЦИРК, СЪЕЛ, ДЕНЬ, ГРУША, ВРЕМЯ, ФИКУС, ТРУБЫ.

Примечание. Игра может проводиться с частью алфавита в зависимости от числа учеников класса. При этом учителю надо отобрать нужное число букв и слов с этими буквами.

Повторное чтение алфавита на с. 59. Беседа о том, для чего нужно знать определенный порядок букв. (Чтобы быстрее отыскать нужное слово в словаре, в котором все слова располагаются в алфавитном порядке. Чтобы быстрее найти книгу какого-нибудь автора, все книги в библиотеке располагаются в алфавитном порядке фамилий их авторов. И в школе все фамилии учеников записываются в алфавитном порядке, чтобы быстрее можно было найти нужную фамилию и т.п.)

Ваш коментарий: