Чтение рифмовки

Вывод: после твердых согласных звук [а] обозначается буквой А, а после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я. Буквы А и Я показывают, как читать согласные перед ними. А сигнализирует, что букву согласного перед ней надо читать твердо. Я показывает, что буква согласного читается мягко.

Работа по усвоению форм букв А, Я (конструирование, сравнение и отыскивание букв А, Я среди других в алфавите).

Работа с сигнальными карточками. У детей карточки с буквами А и Я. Детям предлагается послушать слова со звуком [а] после твердых или мягких согласных и показать, какой буквой надо обозначить звук [а] в этих словах: РАК, РЯД, ПЯТЬ, КАША, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ, САД, СЯДЬ, МАЛ, МЯЛ, ВАЛЬС.

Чтение учителем вместе с читающими детьми рифмовки с доски или плаката:

Буква А и буква Я Нам нужны для звука [а].

Слушать надо звук согласный,

Он нам всем подскажет ясно:

Если слышим МА и НА,

Значит, в слоге буква А.

Если слышим МЯ и НЯ,

Значит, в слоге буква Я.

После твердых – буква А,

После мягких – буква Я.

Узнавание слов УТЯТА, ЦЫПЛЯТА по рисункам и звуковым схемам азбуки. Проговаривание слов по слогам. Объяснение детьми роли букв А, Я в словах. Буква А обозначает твердость согласных звуков, а Я – мягкость.

Обучение чтению прямых слогов с буквами согласных Л, М, Н, Р и буквами гласных А и Я. Отработка способа слияния звуков в слоге.

Игра «Колокольчики».

На доске рисуются силуэты большого и маленького колокольчика. В них прикрепляются буквы А и Я.

Сейчас мы поучимся читать слоги с этими буквами.

Почитаем сначала, как называются эти колокольчики: А и Я. (Повторяется роль букв для чтения слогов: А показывает, что букву согласного надо читать твердо, Я показывает – читать мягко!) Обращается внимание на то, что голос на слог дается один раз.

Будем ударять по колокольчикам буквами согласных и громко читать слоги – «звонить» сначала в большой «колокольчик – А»: РА! ЛА! НА! МА!

Ваш коментарий: