Чтение в «Азбуке»

-    Почитаем в «Азбуке» слова с этими буквами:

коза забор    занозить

коса собор    заносить

-    Какие слова вам непонятны? (Собор.) (Собор – главная, большая церковь.)

-    Какая характеристика согласных звуков скрыта за значком около этих столбиков слов? (Это знак парных по глухости-звонкости согласных.)

-    Встретились такие звуки в прочитанных словах? Какие? ([з-с; з-с])

-    Найдите в тех же словах «опасные места». Как будете действовать?

-    Для каких звуков вы знаете «опасные места»? (Для гласных.)

-    Как вы думаете, а у согласных есть «опасные места»? (Высказываются предположения.)

II.  Знакомство с признаками «опасных мест» для согласных, парных по глухости-звонкости

-    Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдаем. Закройте книги, послушайте строки и скажите, из какого они произведения.

Дядя Степа в этот раз Утопающего спас.

-    Давайте хором произнесем последние слова каждой строки и послушаем, какой одинаковый звук есть в этих словах. Назовите этот звук. ([с])

-    Охарактеризуйте его. (Согласный, твердый, глухой.)

-    Что еще о нем надо сказать? (Парный по глухости-звонкости.)

-    Где находится звук [с] в первом слове? (На конце слова.)

-    А во втором? (Тоже на конце слова.)

-    А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. (Открывается запись на доске.)

-    Прочитайте первое слово. Какой буквой обозначен в нем звук [с]? (Буквой з.) Покажем это в схеме. (Учитель берет из разрезной азбуки карточку с буквой «зэ» и подставляет в схему.)

-    Назовите букву во втором слове. (Буква «эс».) Покажем и это в схеме. (На доске появляется дополнение схемы.)

-    Посмотрите на схему и скажите, какими же буквами может обозначаться звук [с] при письме? (Буквами з или с.)

-    Когда так бывает? (Когда этот звук на конце слова.)

-    Оказывается, парный по глухости-звонкости звук [с], когда стоит на конце слова, может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы: з или с.

-    Как вы считаете, можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь? (Нет.)

-    Почему? (Можно сделать ошибку.)

Ваш коментарий: