Главный звук

-    Назовите первый гласный звук в слове [лиса] – названии животного. Какой это звук? (Безударный гласный [и].) (Учитель берет в руки «его» карточку.)

-    Назовите первый гласный звук во втором слове [лиса]. Какой он? (Такой же, безударный гласный [и].) (Учитель берет такую же вторую карточку.)

-    Что же скажете о первых гласных звуках в этих словах? (Они одинаковые.) Могу я показать этот вывод вот так?.

(Учитель накладывает карточки друг на друга и помещает на доску.) Появляется начало будущей схемы: .

-    А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала- название животного. (Открывается первая запись на доске; второе слово пока закрыто.)

-    Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем звук [и]? (Буквой и.) Покажем это в схеме. (Учитель берет из разрезной азбуки карточку с нужной буквой и подставляет в схему.)

-    Читаем второе слово. (Оно открывается.) Какая в нем буква на месте звука [и]? (Буква е.) Покажем и это в схеме. Запись на доске дополняется.)

-    Посмотрите на схему и скажите, какими же буквами может обозначаться звук [и] при письме? (Буквами и или е.)

-    Смотрите, какой хитрый звук [и]: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы: и или е. Как вы считаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь? (Нет.)

-    Почему? (Можно не ту букву написать.)

-    А какому же это такому звуку [и] нельзя доверять? Что мы о нем не сказали? (Учитель привлекает внимание детей к звуковой схеме слов, где стоит ударение.) Ударный он или безударный.

-    Так какому же звуку [и] при письме нельзя доверять? (Безударному.)

-    Сделаем важный вывод: на месте безударного гласного звука [и] при письме есть «опасность» выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме – это «опасное место».

-    Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный. (Надо под ним поставить точку.)

-    Правильно, я ставлю точку. Кажется ли вам, что она похожа на маячок или на сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? (Ребята соглашаются.) Но тогда покажем «опасности» письма еще и под буквами безударных гласных в записанных словах. (Схема дополняется «маячками», лучше красными.)

Ваш коментарий: