Лишний рисунок

-    Ребята, здесь есть еще один лишний рисунок. Это арбуз. Арбуз – не овощ, а ягода. Вы удивлены?

-    Вы еще многому будете удивляться, узнавая что-то новое, чего раньше не знали.

-    Помните, чему вы удивились в начале урока? (Что слова и вещи – это не одно и то же.)

-    Зачем же нам нужны слова? (Они помогают называть все, что есть вокруг, например, овощи.)

-    Правильно. Слово – это «главный работник» в нашей речи. А «работа» большей части слов – называть все, что нас окружает, все, что мы можем себе вообразить. С тем, какие бывают слова, как они устроены, как выполняют свою «работу», как ими лучше пользоваться в речи, мы будем постепенно знакомиться на уроках.

-    Посмотрите, сколько слов записано у вас в «Азбуке».

-    Как же мы пока их «записываем»? (Небольшими черточками.)

IV.  Обучение делению предложения на слова и составлению предложений

-    А поняли бы мы сказку, если бы ее рассказывали при помощи отдельных слов, например, таких: репка, дед, посадить, большая,

расти, вытащить, бабка, внучка и т. д. (Нет.) Почему? (Все было бы непонятно.)

-    Что же надо создать из слов, чтобы с их помощью выразить мысли? (Предложения.)

-    Да, слова помогают называть все, что есть вокруг нас, а чтобы выразить мысли, нужно построить предложения.

-    С какой же мысли начинается сказка? Скажите первое предложение. (Посадил дед репку.)

-    Я его запишу. (Учитель чертит на доске длинную черту.)

-    Сколько слов нам понадобилось? (Три.)

-    Что же вы теперь можете сказать о том, из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

-    Это еще одно открытие, которое вы сделали на уроке.

-    Может быть, вы догадаетесь и о том, как теперь нужно «записывать» предложения? (Надо черточками показывать, сколько слов в предложении.)

-    Хорошо. Я попробую записать предложение:

Посадил дед репку.

(На доске учитель чертит схему предложения, в котором не три слова-черты, а четыре.)

-    Получилось наше предложение? (Нет.)

-    Как же правильно записать это предложение? (Надо три слова написать, а не четыре.)

-    Что вы скажете о написании слов? (Они пишутся отдельно друг от друга.) И в предложении тоже. Я это покажу так. (Учитель разбивает длинную черту на три коротких.)

-    В тетради по печатанию запишите предложение:

Посадил дед репку.

Ваш коментарий: