Мягкий знак

Звуковой анализ слов МЕЛ и МЕЛЬ (мелкое место на реке, в море). Составление на доске схем этих слов с характеристикой звуков. Подсчет звуков в слове. Выявление различий в звуковом составе этих слов. В слове МЕЛ последний звук твердый, а в слове МЕЛЬ – мягкий. Учитель под каждым условным знаком схемы под диктовку детей записывает букву.

-    Какой последний звук в слове МЕЛ? ([л]) – Какой буквой обозначим? (Л) – А какой последний звук в слове МЕЛЬ? ([л]) А какой буквой его обозначим? (тоже буквой Л) Почему? (Буква Л обозначает и твердый, и мягкий звук.)

-    Прочитайте слова! (Читают.)

-    Какие у вас получились слова, разные или одинаковые? (Одинаковые.)

-    А разве слова МЕЛ и МЕЛЬ одинаковые? (Нет, разные, в слове МЕЛЬ последний звук мягкий.)

-    Как же узнать, где МЕЛ, а где МЕЛЬ? Как обозначить мягкость звука [л], если буквы гласного в конце слова нет? Для этого люди

придумали специальный значок, который так и называется: мягкий знак. (Демонстрация буквы Ь на доске.) Буква Ь приставляется справа к букве согласного и показывает, что читать надо мягко. Дети хором читают: МЕЛ, МЕЛЬ.

-    Мы прибавили к слову МЕЛ одну букву, букв стало четыре. А прибавился ли звук? (Нет.) Звуков как было, так и осталось три. Мягкий знак никакого звука не дает. Он только обозначает мягкость согласного, который перед ним стоит.

Работа по с. 104.

Рассматривание иллюстрации вверху страницы и выделение в словах УГОЛ и УГОЛЬ последнего звука. Дети еще раз уясняют, что мягкость согласного при отсутствии букв гласных обозначается мягким знаком, который сам отдельного звука не образует, а указывает на мягкость предшествующего согласного. Рассматривание образца печатной буквы Ь и уяснение значения перечеркнутых звуковых значков (мягкий знак не обозначает ни гласных, ни согласных звуков).

Сопоставление роли мягкого знака с ролью букв гласных И, Я, Е, Ё, Ю. (У букв гласных две работы: обозначать гласный звук и мягкость согласных, а у мягкого знака только одна: обозначать мягкость согласных.)

Ваш коментарий: