Об осени

«Раскрасила осень разноцветными красками все деревья. Но рябину она одела в особый печальный наряд. Словно прощаясь с теплым летом, решила утешить ее яркими красками, да перестаралась. Загорелся костер из листьев. Не зря все птицы слетелись, как будто жмутся к теплу и лакомятся сочными вкусными бусинками рябиновых ягод».

«Наступила осень. Ягоды рябины созрели и покраснели».

«Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют».

Продолжение работы по азбуке.

—    Посмотрите на изображение лисы. Попробуйте сказать о лисе по-деловому. А теперь словами нарисуйте картинку рыжей лисички.

Дети выполняют задание, проводится обсуждение высказываний, учитель читает тексты по букварю, обращая внимание на интонацию, с которой произносятся различные тексты.

Такая же работа проводится по другим рисункам азбуки.

Выясняется, когда необходимо говорить по-деловому (когда разговаривают с незнакомым человеком, когда отвечают на уроке, когда надо коротко и ясно сообщить что-то другим людям) и когда пользуются картинной речью (когда говорят с близкими и друзьями, делятся впечатлениями, радуются или огорчаются, пишут стихи и рассказы).

Модельное изображение деловой и «картинной», «живописной» речи.—     Волшебница Речь приготовила для вас две схемы. Посмотрите на них, сравните схемы и скажите, какая из них для деловой речи, а какие для картинной, живописной:

Примечание: в первой схеме деловой речи  «люди» не выражают эмоций, а во второй и третьей они грустят или улыбаются в зависимости от настроения, от грустных или веселых чувств, которые им передал собеседник. Схемы деловой и картинной речи помещаются на стенд около доски.

На последующих уроках первоклассники будут продолжать упражняться в составлении различных высказываний и закрепят вывод о том, что на уроках и в свободное время они пользуются разной речью в зависимости от того, с кем и с какой целью они говорят.

Comments are closed.