Обучение «письму» предложений под диктовку
- Назовите хором первое слово в предложении. (У)
- «Запишите» предложение, подчеркивая «опасные места». На доске выполнит работу.
- Проверьте, все ли «опасные места» отмечены.
- О каком «опасном месте» вы узнали только сегодня? (Большая буква в именах – это «опасное при письме место».)
- Какое третье действие? («Записать» слова слоговыми дугами, т. е. показать, сколько слогов в каждом слове.)
- Выполните это действие.
- Какое четвертое действие? (Поставить ударение и отметить безударные гласные звуки.)
- Выполните и четвертое действие.
- Как будете узнавать и показывать ударение? (Будем удивленно спрашивать и ставить значок ударения над ударным слогом.)
- А какое пятое действие? (Точкой отметить безударные гласные звуки.)
- Отметьте точкой все безударные гласные звуки.
- Назовите ударный гласный звук во втором слове. ([о])
- Какой буквой его нужно обозначить? (Буквой О, большой, так как это имя девочки.)
- Обозначим этот звук буквой в прописи. На этом этапе учитель сам, на доске, обозначает все ударные гласные звуки соответствующими буквами.
- Чем заканчивается работа? (Проверкой.)
- Что будем проверять? (Все ли слова правильно «записаны»; отмечены ли «опасные места».)
- Проверьте свою работу.
Выполненная в прописи запись предложения У Оли синий игрушечный ослик выглядит так:
В конце урока можно обвести рисунок «Индюки» и заполнить контур изученными буквами.
IV. Подведение итогов урока
- С какими буквами вы сегодня познакомились?
- Назовите их по «Ленте букв». Кто знал буквы, внимательно слушайте и поправьте, если кто-то ошибется в названии букв.
- Какие звуки они обозначают? (Гласные.)
- О какой «опасности» при письме предложений вы сегодня узнали?
- Чему учились на уроке? (Писать предложения под диктовку, обозначать гласные ударные звуки буквами.)
- О чем расскажете дома?
Комментарий. На протяжении следующих уроков обучения чтению и письму должно проводиться закрепление всех введенных сведений и способов действия. Расширение круга формируемых умений произойдет в связи с изучением букв Р, р.