Одинаково звучащие слова

На слух выделяются одинаково звучащие слова. Выясняется: это одно и то же слово или разные слова? (Разные, т.к. называют разное.)

На доске составляются звуковые схемы слов: ЛИСА и ЛЕСА

—    Какой первый слог в слове ЛИСА? (ЛИ) Второй? (СА)

—    Какой слог ударный? (Второй.) Обозначьте его значком ударения над значком гласного. (По такому же плану проводится анализ слова ЛЕСА.) На доске перед закрытыми от детей словами ЛИСА – ЛЕСА появляются схемы этих слов:

Выясняется, какой безударный слог в первом слове? ([ли]) Во втором? ([ли]) Устанавливается одинаковое звучание гласных в безударных слогах:

-    Назовите безударный гласный в первом слове. ([и])

-    Какой безударный звук во втором слове? ([и])

Коллективно обсуждается (без предъявления буквенной записи), какими буквами надо обозначать эти похожие звуки [и]? Выслушиваются разные мнения. Обращается внимание на то, что однозначно ответить на этот вопрос дети пока не могут.

Предлагается узнать правильный ответ по записи на доске.

-    Посмотрим, какими буквами обозначили грамотные люди эти безударные звуки в разных словах!

Открывается запись слов: ЛИСА – ЛЕСА. Устанавливается, что похожие безударные гласные [и] в разных словах обозначаются по- разному: в первом слове ЛИСА – буквой И, а во втором слове ЛЕСА – буквой Е.

Обсуждается: можно ли при письме доверять безударному гласному звуку на слух, если звук [и] в одном слове обозначен буквой Е, а в другом – И? Вывод: безударному гласному [и] при письме доверять нельзя, потому что можно ошибиться, написать не ту букву: И вместо Е или наоборот, значит, место безударного гласного «опасно» при письме. Теперь точка как знак безударного гласного будет означать: здесь при письме можно ошибиться. Это «опасные» при письме места.

Открывается азбука (с. 77), дети рассматривают иллюстрации и схемы под ними, хором читают песенку петуха, убеждаясь еще раз: безударные гласные звуки [и] обозначены разными буквами.

звуки обозначают буквы С, З? Называние их по окошкам в домике «Звукограда».

Ваш коментарий: