Опасные места в предложении

-    Какие еще «опасные места» встретились в предложении? (Точка в конце предложения.)

III. Уточнение, когда звукам [с, с] нельзя доверять

-    О каком еще «опасном месте» вы сегодня узнали? (О звуках [с, с], которым тоже нельзя доверять.)

-    Этим звукам никогда нельзя доверять? А если нужно записать слово сын? Какой первый звук в этом слове? (Звук [с] – согласный, твердый, глухой, парный по глухости-звонкости.)

-    Какой буквой обозначим этот звук? (Буквой «эс».)

-    Попробуйте обозначить его другой буквой, например, з. Что случилось со словом? (Оно «сломалось».)

-    Где в слове сын находится звук [с]? (Перед гласным.)

-    Вот и получается: если парный по глухости-звонкости согласный, например [с], находится перед гласным, то на его месте можно смело писать букву, которую подсказывает звук. Другая буква изменит или «сломает» слово.

-    Запишите слово сын на свободной строке в прописи. (Аналогично проводится работа со словом сел.)

-    А когда нельзя доверять звукам [с, с]? (Когда они на конце слов.) Почему им в этом случае нельзя доверять? (Может быть правильной иногда буква с, а иногда з, например, нес – вез.

-    Прочитайте слова в прописи и решите, в каком из них есть «опасное место» среди согласных. (В слове мороз.)

-    А почему в слове морозы нет «опасного места» для согласных? (В нем нет парных по глухости-звонкости звуков, например, [с, с] на конце слова.)

-    Но какие есть «опасные места» в этих словах? (Среди гласных: безударные гласные звуки.) Отметьте их.

Комментарий. Обсуждаемые сведения о том, когда звукам можно или нельзя «доверять», не должны специально заучиваться – они предназначены для постепенного усвоения на протяжении длительного времени.

После обведения по бледному шрифту предложения У нас сильный мороз можно его списать, выполняя все необходимые действия.

Цель последнего задания в прописи: развивать глазомер при вписывании букв «зэ» и «эс» в слова. Только в одном из них дети обнаружат «опасное место» среди согласных, парных по глухости- звонкости (в слове лес), в остальных есть лишь «опасные места» среди гласных. Правомерно и обсуждение, можно ли доверять звуку [с] в слове засыпал.

Ваш коментарий: