Ответы детей

Выслушиваются ответы детей, обсуждается, зачем люди слушают прогноз погоды, к кому обращается диктор, с какой целью, какие слова приветствия употребляет, каким голосом говорит, понятно ли его собственное отношение к тому, что он сообщает другим людям. Учитель предлагает послушать два рассказа о погоде и решить, какой из них принадлежит диктору телевидения (желательно, чтобы они прозвучали в магнитофонной записи и были прочитаны одним и тем же голосом):

«Ну и погодка будет завтра! Ветер обещают. Да еще и дождь целый день! И холод, как на северном полюсе. Не люблю такую погоду. Хорошо, что завтра воскресенье. Буду дома сидеть.»;

«Добрый вечер! Завтра ожидается облачная погода, проливные дожди. Ветер северный, порывистый. Температура воздуха понизится до 10 градусов».

Проводится беседа по текстам. Дети убеждаются, что о погоде в разных случаях можно говорить по-разному, все зависит от того, с кем и с какой целью говорим: хотим точно сообщить сведения или словами как бы нарисовать представляемую картину, выразить свое отношение к ней.

—    Но не только о погоде, а обо всем, что нас окружает, в разных случаях мы говорим по-разному, пользуемся разной речью: иногда по-деловому словами сообщаем что-то, а иногда, передавая свои чувства и отношения, как бы рисуем словами.

Работа по азбуке на с. 10.

—    Рассмотрите картинку осеннего леса. Скажите коротко, по-деловому, ясно и понятно, что вы видите на ней. Сравните свой ответ с тем, что написано под картинкой. (Учитель читает текст в рамке.) А теперь вспомните погожий осенний денек, посмотрите еще раз на картинку и попробуйте сами как бы нарисовать ее красивыми словами.

Учитель дает время на обдумывание, подготовку к ответу в парах. Выслушиваются высказывания детей. Проводится чтение учителем текста И. Михайловой.

—    Послушайте еще три текста об осени и определите, в каком из них звучит деловая речь, а в каком – живописная, картинная, передающая разные настроения.

Comments are closed.