Пересказ сказки

-    Получилась ли теперь сказка понятной? (Да.)

-    А чем этот пересказ сказки отличался от речи Буратино? (У Буратино не было остановок, а сейчас были. Буратино голосом ничего не передавал, а ребята говорили выразительно.)

-    Действительно, когда мы говорим, наша речь складывается из «кусочков». В каждом из таких «кусочков» выражается какая-то

мысль, а иногда и какое-то чувство. А между ними мы делаем совсем коротенькие остановки, как говорят ученые, паузы. Скажем хором это слово. (Повторяется слово пауза.)

-    Что оно обозначает?

-    Вот вы и заметили паузы в речи ребят. Такое деление речи на отдельные мысли и помогло нам лучше понять сказку. Какая же мысль в первом кусочке сказки? Посмотрите на рисунок в «Азбуке» и скажите, что сделал дед. Ответьте словами сказки. (Посадил дед репку.)

-    А какая мысль во втором кусочке? Что произошло с репкой? (Выросла репка большая-пребольшая.)

-    Мы с вами сейчас начали рассказывать сказку, создавая речь по «кусочкам». А хотите узнать, как такие «кусочки» называют ученые? А называют их предложениями. Каждый «кусочек» речи, в котором выражается мысль, – это предложение.

-    Хором повторите это научное слово.

III. Закрепление сведений, упражнение в построении предложений

-    Теперь вы знаете, что когда о чем-то говорите, спрашиваете, вы создаёте предложения. Попробуйте рассказать сказку, говоря предложение за предложением. А я буду на доске делать «зарубки на память», отмечать каждое сказанное вами предложение. Вспомните, какие же предложения продолжают сказку? (По рисункам восстанавливается содержание сказки, а учитель, фиксируя произносимые предложения, прикрепляет к доске магниты.)

-    Сколько же предложений мы составили? (Дети считают прикрепленные к доске магниты и отвечают на вопрос.)

IV.  Введение обозначения предложений схемами. «Запись» предложений. Введение названия «опасное место»

-    Сказку вам могли не рассказывать, а читать по книге. Их ведь записывают. А мы сможем записать эту сказку?

-    Поскольку писать буквами мы еще не умеем, давайте речь (а сказка, которую мы пересказывали, – это тоже речь) обозначим длинной чертой, вот такой.

Ваш коментарий: