Письменная речь

(Учитель рисует черту во всю доску.) Но вы уже знаете, что речь состоит из? (Из предложений.)

-    Как в устной речи мы это показывали? (Останавливались, делали паузы между предложениями.)

-    Догадайтесь, как в письменной речи показать, что мысль закончилась и началась другая?

-    Как показать, что в сказке было не одно предложение? (Надо превратить черту в несколько черточек.) (Учитель на доске разрывает черту и превращает в три.)

-    Верно, в письменной речи, как и в устной, мысли-предложения отделяются друг от друга остановками, пробелами.

-    Подумайте, что значит слово пробел? От какого слова оно могло родиться? (Ребята догадываются, что от слова белый.) Белый – пробел, белое место на бумаге.

-    Посмотрите напечатанную в книге сказку «Репка». Видите пробелы между мыслями-предложениями? (Учитель проходит по рядам и показывает в книге пробелы между предложениями и просит обратить внимание на то, как начинаются предложения.)

-    Как же начинаются предложения? (С большой буквы.)

-    А кто заметил, чем заканчиваются? (Точкой.)

-    Правильно. Чтобы помочь читающему быстрее увидеть границы мыслей, люди придумали еще один способ: обозначать начало и конец каждой мысли.

Предложение начинается с большой буквы, а заканчивается одним из трех знаков: точкой, если мысль выражается спокойно, без особых чувств; восклицательным знаком, если в предложении есть не только мысль, но и чувство; вопросительным знаком, если задается вопрос. (Учитель показывает карточки со знаками, размещая их на доске.)

-    Теперь мы сможем подписать картинки? (Да.)

-    Попробуем. С какого предложения начинается сказка?

-    Посадил дед репку.

-    Подпишем 1-ую картинку. (На доску выставляется 1-ая картинка и вызванный к доске ученик чертит под ней схему предложения. Все «записывают» его в тетради по печатанию.)

-    Как показать начало предложения, пока не умеем писать большие буквы? (Дети молчат.)

-    Будем обозначать большую букву дополнительной черточкой. (Учитель чертит вертикальную черту в схеме предложения.)

-    А какой знак поставим в конце предложения? (Точку.)

-    Почему? (Говорим спокойно, без особых чувств.) (Вызванный ученик ставит в схему точку.)

Ваш коментарий: