Понятие «слог»

Далее (до изучения темы «Слог») дети продолжают в тетрадях по печатанию или в прописях на свободных строках «записывать» предложения под диктовку. Например, для составления предложения

в прописи на с. 5 есть картинка (грабли), под которой для обведения дана схема предложения из трех слов. Сначала по картинке можно составить предложения: Граблями работают; У нас грабли и т. п., потом проверить, какое из них подходит к схеме под картинкой, после чего обвести схему и отметить в ней «опасные места». Попутно необходима работа над правильным произношением слова: граблями (неправильно: граблями).

Познакомить детей с понятием «слог»; 2) ввести способ действия для нахождения слогов и учить пользоваться им;

3)   показать слогообразующую роль гласных.

I.   Введение в тему урока

-    Что вы знаете о звуках речи? Расскажите по таблице. (Используется полностью собранная таблица «Звуки»1.)

-    Откройте «Азбуку» на странице 26 и назовите, что нарисовано вверху. (Ваза и роза.)

-    К какому слову подходит первая схема? (К обоим.)

-    Какие два звука в словах одинаковые? ([з],[а])

-    А какими звуками слова отличаются? ([в],[а];[р],[о])

II.  Знакомство с понятием «слог»

-    Как же мы произносим слова: по одному звуку или сливая их? Произнесите первое слово, называя каждый звук отдельно. ([в],[а] [з],[а])

-    Легко было понять слово? (Нет.)

-    Попробуйте теперь так же произнести второе слово. ([р],[о], [з],[а])

-    Получилось слово? (Нет.)

-    Так как же мы говорим: по одному звуку? (Нет.)

-    А может быть, мы говорим все звуки сразу? Попробуйте сказать слово ваза, открыв рот только один раз. Получается? (Не совсем.)

-    А что же мы сказали, открыв рот один раз? (Ва.)

-    Это целое слово или часть? (Часть.)

-    А что надо еще добавить, чтобы получилось слово ваза? (Добавить еще часть за.)

-    Так как же мы говорим слово ваза, сразу все слово или по частям? (По частям.)

-    Сколько частей в слове ваза? (Две.)

-    Как называются части, из которых складываются слова? Кто умеет, прочитайте нужное слово в «Азбуке».

-    Верно, такие части слов ученые назвали слогами.

-    Как вы теперь закончите предложение: Слог – это . (часть слова).

Ваш коментарий: