Понятие «слово»

-    Какое же открытие мы сделали? Что оказалось: овощ репка и слово репка – одно и то же или нет?

-    Давайте еще раз проверим наш вывод. Скажите, кого называют слова дед, бабка, внучка? (Людей.)

-    Слова, называющие людей, и сами люди – одно и то же? (Нет.) Как докажете?

-    Назовите вещи, которые лежат у вас на парте. (Ребята перечисляют: тетрадь, азбука, пенал, карандаши, ручки.)

-    Возьмите одну из вещей и покажите ее соседу по парте.

-    А теперь спрячьте эту вещь под парту, а вслух скажите соседу ее название. Что вы сказали? (Слово.)

-    Зачем нужны вещи, которые лежат на ваших партах, понятно: ручкой пишут, карандашом рисуют, ластиком стирают.

-    А вот зачем нам нужны слова? (Они нужны, чтобы все называть.)

-    Кто же догадается: что такое слово? (Это название чего-то.)

-    Конечно, слово – это название человека, животного, растения, вещи или всего того, что есть вокруг нас, что мы представляем себе, о чем думаем.

III. Схематическое обозначение слова. Упражнение в записи слов

-    Хором ответьте: что же все вместе дед, бабка и другие помощники вытащили? (Репку.)

-    Сколько слов вы сейчас сказали? (Одно.)

-    Подумайте, как мы могли бы записать это слово. (Давайте использовать для записи слова, как и предложения, черту, только не длинную, а небольшую, короткую).

-    «Подпишите» картинки. (Дети под рисунками репки, приклеенными учителем в тетрадях по печатанию, делают черту.)

-    Давайте попробуем так же записать и другие слова.

-    Откройте «Азбуку» на странице 15 и назовите, кто там нарисован. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка.)

-    Вы смотрели на картинки, а что называли? (Слова.)

-    А кого не было среди героев сказки? (Мышки.)

-    Чем вы воспользовались, чтобы назвать того, кого не нарисовал художник? (Словом.)

-    Проверьте, все ли картинки «подписаны».

-    Какую подпись нужно добавить? (Репка.)

-    «Напишите» это слово под картинкой в «Азбуке».

-    Мы сегодня уже говорили, что репа – это овощ. А какие еще овощи нарисованы в «Азбуке»? (Ребята перечисляют все овощи, в том числе называют и арбуз.)

-    Что вы использовали, называя овощи? (Слова.)

-    Какой рисунок оказался лишним? (Цветок.)

-    Назовите его. (Это роза.)

Ваш коментарий: