Повторение названий

Повторение названий изученных элементов и их обведение по бледному шрифту внизу страницы. Работа по схеме «Согласные звуки». Заполнение детьми квадратиков схемы условными обозначениями твердого и мягкого согласного. Обведение контурного рисунка «Гусь» и его штриховка.

В красных тапочках хожу,

За собой подруг вожу.

Надоест гулять в саду – Я поплаваю в пруду.

Ух, и здорово щиплюсь!

Угадали кто я? (Гусь.)

Тема 12. Согласные звуки, звонкие и глухие

Чтение

Познакомить детей с понятиями «глухие» и «звонкие» согласные звуки, научить различать эти звуки на слух, выделять их в словах и обозначать условными знаками на схемах.

Урок 1

Повторение изученного о твердых и мягких согласных. Устный диктант. Учитель диктует слова с начальным твердым и мягким согласным: РОМА, РИТА, СОНЯ, СИМА, ВОВА, ВИКА, ЛАРА, ЛЯЛЯ, МАША, МИТЯ и т. д., учащиеся определяют твердость или мягкость

первых согласных звуков и показывают карточки с соответствующим обозначением твердого или мягкого согласного звука.

Знакомство с глухими и звонкими согласными. Звуковой анализ слов ШАР и ЖАР на доске. Проговаривание слов путем продленного произнесения каждого звука и обозначение их на схеме как твердых согласных. Сравнение первых звуков [ш] и [ж]. Устанавливается, что положение языка при произнесении обоих звуков одинаковое (язык поднимается вверх, к небу). В чем же их различие? С помощью учителя дети определяют, что при произношении звука [ш] слышится только шум, а голоса нет; при произнесении звука [ж] слышатся шум и голос. Используя прием наложения ладоней на гортань, дети еще раз произносят звуки [ш]-[ж], обнаруживая отсутствие (звук [ш]) или «включение голоса» (звук [ж]). Обозначение звука условными знаками. Звук [ж] – ЗВОНКИЙ, обозначается: ± (точка – «включение голоса»); [ш] – ГЛУХОЙ согласный, при его обозначении ставить точку над чертой не надо: Q – голос «не включен».

Рассматривание домиков «Звукограда» на форзаце и объяснение постановки точки в обозначении звонких согласных.

Ваш коментарий: