Предложение и слово

Детям предлагается подумать, что делает дед, и высказать свою мысль словами. (Посадил дед репку.) Выяснение, можно ли высказывание «Посадил дед репку» назвать словом. (Нет, нельзя, в нем не одно, а целых три слова.) Учитель объясняет, что у такого высказывания есть свое название – предложение. Как же получается предложение? Что мы сначала сделали, глядя на рисунок? (Подумали, что делает дедушка.) А что сделали потом, чтобы другие узнали, о чем мы подумали? (Высказали свою мысль словами.) Так у нас получилось предложение.

Вывод: для того, чтобы получилось предложение, надо о чем- то подумать и высказать свою мысль словами. Значит, мысль, сказанная словами, – это и есть предложение. Из таких предложений и построена вся наша речь и сказка «Репка».

Составление детьми предложений по второму и третьему рисунку.

Выделение предложений из потока речи.

-    А сейчас я прочитаю вам сказку «Репка», а вы слушайте и хлопайте в ладоши после каждого предложения (учитель читает предложения, делая между ними паузы): «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку тянуть». Сколько предложений я прочитала? Какое первое предложение? Какое второе? Какая мысль выражена в третьем предложении? Подумайте и скажите четвертое предложение сказки «Репка» (Тянет-потянет, вытянуть не может.). Обращается внимание на то, что каждое предложение в устной речи отделяется паузой.

Знакомство с графическим обозначением предложения.

-    Каждое предложение, даже если мы еще не знаем букв, можно обозначить, записать схемой:

Начало предложения обозначается уголком, а конец точкой или другим значком.

Рассматривание схем под картинками в азбуке. Чтение учителем последнего предложениия: Вот и вытянули репку! Обращается внимание на интонацию (произнести громко, радостно), заглавную букву в начале и восклицательный знак в конце предложения. Учитель чертит схему:

-    Послушайте стихи о восклицательном знаке:

Ребята!

В предложениях стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение, победу, торжество.

Не зря я от рождения Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением произнести должны.

Вывод: в конце предложения может быть точка или восклицательный знак.

Ваш коментарий: