Пять колокольчиков

На доске, на небольшом расстоянии друг от друга, рисуется пять силуэтов колокольчиков. В каждый силуэт прикрепляется карточка с одной из строчных букв: А, О, У, Ы, И.

-    Эти буквы будут у нас «колокольчиками». Прежде всего научимся хорошо различать их. Дети сначала хором, а затем индивидуально, подряд и вразбивку, медленно и быстро называют все буквы – «колокольчики». (Важно, чтобы у детей не возникало затруднений в быстром узнавании букв.)

-    Теперь будем сливать из звуков слоги – как бы «звонить в колокольчики».

Учитель берет карточку буквы Р – «молоточек» и поочередно, резко ударяя по гласным – «колокольчикам», громко и слитно вместе с детьми произносит слоги – слияния:

РА! РО! РУ! РЫ! РИ!

Затем нечитающие дети поочередно вызываются к доске. Каждый из них, ударяя карточкой согласного по гласным, как «молоточком», читает прямые слоги подряд и вразбивку. Этот прием должен освоить каждый нечитающий ребенок.

При этом следует иметь в виду, что согласные надо не приставлять к гласному, а резко ударять, как «молоточком», карточкой согласного по букве гласного, добиваясь слияния звуков слога.

Затем эта же игра продолжается с другими согласными – «молоточками» (М, Л, Н и др.).

Приведенная игра, предложенная еще в XIX веке М. Фенелоно- вым, наглядно показывает наслоение одного звука на другой при произнесении прямых слогов и помогает в игровой форме освоить способ слияния звуков при чтении слогов.

Для закрепления умения читать прямые слоги проводится упражнение «Паровозик». Буква О – машинист повезет слоги, в которых есть эта буква. Какие слоги с буквами согласных она повезет? (Дети называют, а затем читают подряд и вразбивку: МО,

НО, РО, СО и т. д.) Буква А повезет слоги со своей буквой. Выставляются слоги: МА, НА, РА и т. д. Буква И повезет . и т. п.

В конце урока ученики подводятся к выводу: звуки в слоге читаются слитно. Для этого перед прочтением надо готовиться к произношению двух звуков, а голос на слог давать один раз: МУ! МА! МО!

После чтения учитель просит детей вспомнить и назвать слоги, которые они сегодня научились читать слитно, какие слова читали хором.

Ваш коментарий: