Работа по азбуке

Рассматривание рисунков БОЧКА – ПОЧКА. Их называние, выделение первых звуков, сравнение их по глухости-звонкости. Определение их парности (они одинаковы по артикуляции (преграда – губы), а различаются только по глухости-звонкости).

Знакомство со словоразличительной ролью парных согласных. Учитель называет слова со звонкими или глухими согласными в начале слова: ГОРКА (КОРКА), БИЛ (ПИЛ), ДРОВА (ТРАВА), ЗАЙКА (САЙКА), ФАНЯ (ВАНЯ), ДОМ (ТОМ) и предлагает детям заменить первый звук парным согласным. Выясняется, что при замене одного согласного другим парным согласным получается совсем другое слово, значит, парные глухие и звонкие согласные – это разные звуки, которые помогают различать слова по смыслу.

Закрепление изученного о парных звонких и глухих согласных.

Игра «глухой – звонкий». У каждого ученика на парте 2 карточки с обозначением твердого глухого и твердого звонкого согласного.

Учитель поочередно называет слова: ВАНЯ, КОСТИ, ГОСТИ, ФАНЯ, ТОЧКА, ДОЧКА, ТРАВА, ГОД, ДРОВА, КОТ, ЗЛОЙ, ЖИЛ, ПАЛКА, СЛОЙ, БАЛКА. Дети на слух выделяют первый звук каждого слова, определяют его глухость-звонкость и показывают соответствующую сигнальную карточку. Затем с этими же словами проводится упражнение «Найди пару». Учитель называет слово, например ВАНЯ. Дети подбирают слово с парным согласным: ФАНЯ.

Хоровое повторение за учителем всех пар согласных звуков [В-Ф, Г-К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш, Б-П]. Определение одинаковой артикуляции при произношении парных звуков и их различия по «включению» и «выключению» голоса.

Работа с омонимами: КОСА – инструмент, КОСА – прическа. Установление сходства звуковой формы и смыслового различия в словах.

Речевая гимнастика. Чтение с доски скороговорки, выяснение ее смысла. Хоровое четкое проговаривание с изменением силы голоса (шепотное, полушепотное, громкое, очень громкое). Нахождение границ предложений. Знакомство с новым (вопросительным) знаком. Выразительное чтение вопросительных предложений. Нахождение незнакомых букв нечитающими учащимися и называние их читающими.

Урок 2

Ваш коментарий: