Работа по азбуке

Обобщая ответы детей, учитель сообщает, что есть две формы речи: устная – «произносимая», «слышимая» и письменная, «видимая» речь, которую надо научиться читать и записывать. Письменная речь живет в книгах, тетрадях. С помощью письменной речи, также как с помощью устной, люди узнают много нового, общаются между собой.

Чтение заголовка (темы урока) учителем и читающими детьми (остальные следят глазами). Учитель сообщает, что в заголовке пишутся главные (ключевые) слова урока. Рассматривание иллюстраций. Выяснение, какие картинки показывают на речь устную (на которых говорят и слушают, что-то сообщают, договариваются – три верхних рисунка), а какие – на письменную речь (на которых читают, пишут – два нижних рисунка).

Рассматривание и озвучивание модели устной и письменной речи.

—    Слева показана модель устной речи – это речь «говоримая», «произносимая» и «слышимая». Справа – модель письменной речи. Ее записывают и читают, это речь «видимая» и «понимаемая». И устная, и письменная речь помогает нам общаться, понимать друг друга, договариваться. И та, и другая может сообщать что-то, радовать и огорчать. Волшебница Речь дарит детям загадки про устную и письменную речь:

Первая книжка для вас, детишки!

Учит, учит, иногда и мучит, а научит – радуется.

(Азбука.)

Прилетели галки в поле и уселись на снегу.

Стану я учиться в школе – разобраться в них смогу!

(Буквы.)

Я бегу по белу свету, вслух читаю вам газету.

Все событья передам деревням и городам.

(Радио.)

Молчу – молчу, пишу – пишу

Сложу, вложу – на волю пущу.

Оно улетит, там заговорит.

(Письмо.)

Белый камушек растаял, на доске следы оставил.

(Мел.)

Не ест, не пьет, а говорит и поет.

(Радио.)

Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.

На одном таком листе много разных новостей.

(Газета.)

Знакомство с помощниками речи – жестами и мимикой.

Примечание: мимика и жесты также, как слова, выражают чувства человека; одобрение/неодобрение; согласие/несогласие, вопрос, удивление и др. Поэтому, анализируя их, необходимо ответить на вопрос: что они выражают, как выражают, для чего. Они помогают лучше понимать друг друга.

Ваш коментарий: