Работа с новым материалом

Учитель сообщает, что сегодня на страницы азбуки детей приглашают буквы-подружки: Я, Е, Ё, Ю.

-    Что мы знаем об этих буквах? Что они обозначают? (Они обозначают гласные звуки и мягкость предшествующего согласного.) Почитаем с доски такие слова: ТАНЯ, СЕВА, ЛЁВА, НЮРА.

Выясняется, какой гласный звук и мягкость какого согласного обозначают буквы Я, Е, Ё, Ю в этих словах. А кто помнит, почему эти буквы мы называли «хитрыми»? (В названиях этих букв слышатся два звука.) Давайте еще раз убедимся в этом. Произнесем названия этих букв медленно, задерживаясь на начале. Дети хором произносят названия букв, протягивая первый звук: [ййй-а], [ййй-э], [ййй-о], [ййй-у].

Выясняется, какие два звука слышатся в имени каждой из этих букв. Какой звук есть во всех названиях? (Звук [й].) Обучение произнесению звука [й] как щелевого, фрикативного (трущегося) звука. Характеристика звука [й]: согласный, мягкий, звонкий.

-    Сегодня мы узнаем новое о работе «хитрых букв» Я, Е, Ё, Ю в словах.

Работа по азбуке с. 6.

Рассматривание рисунков вверху с. 6 и их называние. Хоровое чтение четверостишия с этими словами. Звуковой анализ слов ЯХТА, ЕЛИ, ЁЖИК, ЮЛА. Обозначение звуков условными значками. Сравнение детьми звукового и буквенного обозначения каждого слова. Выясняется, что в каждом слове звуков больше, чем букв. Вывод о том, что буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают в этих словах два звука: [йа], [йэ], [йо], [йу].

Чтение в парах рифмовки «ЯХТА, ЕЛЬ, ЮЛА.» и задания под текстом (учителем или хорошо читающими учениками). Звуковой анализ слов с буквами Я, Е, Ё, Ю и выяснение роли этих букв (буква Я может обозначать мягкость согласного звука и звук [а], а может обозначать сразу два звука: [йа]). Объявление буквы Я «именинницей» урока.

Чтение рассказа «ЯША» по цепочке. Беседа по содержанию. Выборочное чтение с доски слов со звуком [й] (ЯША, МОЙ, МОЁ, МОЯ). Наблюдение за способами обозначения звука [й].

Хоровое чтение стихотворения «Буква Я». Беседа по содержанию.

Подведение итогов. Что нового узнали про буквы Я, Е, Ё, Ю.

Называние детьми слов со звуками [йа] или [а] после мягких согласных (игра «Кто больше»).

Ваш коментарий: