Работа со звуками [н-н], буквой Н
Послоговое проговаривание слова НОЖНИЦЫ по рисунку и готовой схеме. Выделение ударного слога силой голоса. Звуковой анализ слова. Выделение парных по твердости-мягкости: [н] и [н]. Определение их как звонких, не имеющих глухих пар, и условное обозначение звуков на схеме:
ш ш
Правильное называние буквы – «эн». Объявление ее «именинницей» урока.
Чтение прямых и обратных слогов с буквой Н и всеми буквами гласных с доски и по слоговой таблице.
Хоровое и индивидуальное чтение столбиков слов (вверху с. 60). Чтение слов второй строчки должно быть слитным, без пауз
между буквами. Гласный произносится длительно, с добавлением краткого конечного согласного: [на-ам].
Чтение с доски слогов со стечением согласных и по таблице внизу с. 60 азбуки. Обращается внимание на слитное произношение слога – МНА, МНО. Дополнение слогов до целых слов (УМНА, МНОГО, УМНЫ, МНУ, МНЁТ, МНЕ, МНИ).
Чтение двусложных имен-названий хором, индивидуально и в парах друг другу с выделением ударного слога, без пауз между слогами.
Чтение словосочетаний (У МИЛЫ, У НИНЫ, У ЛЁНИ) с дополнением их до целого предложения по рисункам.
Речевая гимнастика. Выборочное чтение букв гласных в тексте скороговорки внизу страницы. Чтение скороговорки в парах (с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, с различной коммуникативной задачей: пожалеть, удивиться, обрадоваться, расстроиться и т.п.).
Урок 2
Закрепление изученного о буквах гласных и согласных по таблице «Буквы гласных и согласных звуков». На доске таблица:
А С Д Т Ю М Э Р И О Б Ё Ы Л Я Н В Г К Е П У
- Сегодня я принесла вам новую таблицу. Вот сколько разных букв в ней! Все ли буквы вы узнали? Покажите незнакомые буквы. (Дети выходят к доске, показывая по одной букве, остальные ученики называют их. Цель задания: автоматизация действия узнавания знакомых букв, запоминание незнакомых.)
Задания по таблице: назвать буквы гласных, найти и показать Е, Ё, Ю, Я, найти и назвать буквы согласных (называют знакомые буквы), устно назвать прямые и обратные слоги с буквами Л, М, Н.
Чтение с доски обратных и прямых слогов с буквами Л, М, Н. Договаривание слогов до целых слов. Работа по слоговой таблице.