Работа со звуком [й] и буквой Й

Звуковой анализ слов ЧАЙНИК и ЧАЙ. Выделение звука [й], его характеристика: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение звонкости точкой над чертами.

Наблюдение за различиями звуков [и] и [й] в словах ТРАМВАИ, ТРАМВАЙ. Сравнение слогового состава слов. Устанавливается, что гласный [и] в слове ТРАМВАИ образует третий слог, а [й] третьего слога не образует, он всегда находится в одном слоге с гласным. Значит, [й] – не гласный, а звонкий согласный звук. Он очень звучный, похожий на [и], только краткий, поэтому буква этого звука и называется И – краткое. Малая и большая буква выставляется на наборное полотно и объявляется «именинницей» урока.

Составление детьми предложений со словами МОИ – МОЙ. Слоговой анализ этих слов. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных.

Обучение чтению слов с [й] на конце (после гласного). Обратить внимание, что Й слога не образует, это согласный звук. Отыскивание и чтение слогов с Й в слоговой таблице (обратные слоги в последней строке).

На доске попарно написаны прямые слоги и слова с Й: МА-МАЙ, МО-МОЙ, ЛЕ-ЛЕЙ, ЛА-ЛАЙ, НО-НОЙ, РЕ-РЕЙ. Дети вместе с учителем хором читают слоги и слова с буквой Й на конце.

Работа по с. 68.

Закрепление умения читать слова с Й на конце по «Азбуке». Чтение столбиков слов по цепочке. Повторное чтение слов в парах друг другу.

Проговаривание по слогам слов с определением места звука [й] (находится в конце слога, после гласного и никогда от него не отрывается).

Речевая гимнастика. Хоровое чтение скороговорок (с. 68, 69) с доски читающими детьми. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание скороговорок. Обозначение «опасных мест». Выразительное четкое чтение скороговорок с перемещением на разные слова логического ударения и наблюдение за изменением смысла прочитанного.

Четкое произношение всех твердых и мягких звонких согласных звуков в домике «Звукограда» [л-л], [м-м], [н-н], [р-р], [й]. Выяснение звонкости, звучности их произношения, почти как у гласных. (Можно сообщить, что группу таких звуков называют «сонорные», что значит – звучные. Эти звуки не имеют глухих пар.).

Ваш коментарий: