Речь устная и письменная

Познакомить учащихся с двумя формами речи: устной и письменной, с невербальными средствами устного общения. Показать, что движения лица, рук и тела помогают людям общаться, понимать настроение и чувства друг друга. Обучать детей общению с помощью жестов и мимики, закреплять этикетные формулы общения.

Урок 1

-    Однажды утром я услышала, как поздоровался один мальчик со взрослым человеком, а вчера нашла стихи, подходящие к тому случаю, послушайте их:

Ему бывает просто лень сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит.

И, в лучшем случае, «здорово» он вместо «здравствуйте» бубнит.

-    Как вы думаете, понравилось ли взрослому человеку приветствие «здорово»? Почему? Как понимаете слово «бубнит»? Проговорите медленно: «привет-стви-е». Найдите в нем слово, которое спряталось внутри. Можно ли с его помощью поздороваться? Что означает слово «привет», с какой интонацией его надо произносить? (Слова «привет» и «здорово» можно использовать для приветствия своих сверстников, произносить их надо доброжелательным тоном. Взрослым людям их говорить нельзя.) Какая модель речи соответствует прочитанному стихотворению, деловая или картинная, живописная?

-    Сегодня волшебница Речь поможет нам сделать «новые открытия». Но сначала вспомним стихи и рассказы, которые вы знаете. (Чтение наизусть детьми любимых стихотворений, рассказы о любимых книжках.) Учитель обращается к модели речи и напоминает, что речь возникает, когда один говорит, а другие слушают.

Для закрепления коммуникативных качеств учащихся, налаживания дружеских контактов проводится игра «Пересадки».

По команде (хлопку) дети меняются местами, пересаживаясь с одной парты на другую, общаются между собой: задают вопросы, отвечают на них. По условному знаку (два хлопка) рассаживаются на место. Учитель с помощниками оценивает действия игроков.

—    Мы с вами много говорили и слушали друг друга. Это устная речь, от слова «уста» – так в старину называли губы (повторение детьми вслух термина). Но есть еще и другая – письменная речь. Послушайте загадку о такой речи: «Говорить не говорит, слышать не слышит, а нам все объясняет».

Выясняется, что молча «говорят» книга, журнал, обыкновенные открытки и письма.

Ваш коментарий: