Село и село

-    Как вы понимаете слова: село и село? (Село солнышко. Село – это место, где живут люди.)

-    Откройте «Азбуку» на с. 77. Прочитаем слова в верхней рамке и найдем те, которых в нашей игре не было. (Читаются все слова и вычленяются: осина, осел, ослик, синий, смелый, зеленый.).

-    Отметьте в словах карандашом буквы безударных гласных звуков. Как будете их искать? (Прочитаем слово «как говорим» и послушаем его; узнаем, какой слог ударный; найдем безударный гласный.) (По ходу ответа на доске вывешиваются карточки, закрепляющие план действий.).

-    Как вы отмечали безударные гласные звуки? (Под их буквами ставили точки.).

-    Сегодня нам предстоит открыть очень важный секрет: узнать, что еще мы показываем этим значком – точкой под безударными гласными. Закройте «Азбуку».

II.  Знакомство с признаками «опасных мест» для гласных

-    Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?

-    Несет меня лиса за темные леса! (Ребята с помощью учителя называют сказку и кратко вспоминают главное: Лиса утащила петуха, и он кричит об этом коту.)

Комментарий. Если у вас есть книжка большого формата с цветными картинками или отдельно изданные иллюстрации к сказке, воспользуйтесь ими в беседе. Обращаться же на этом этапе к рисункам «Азбуки» не следует из-за того, что невольно ребята обратят внимание на записанные слова, на схемы и тогда коллективное «открытие» нужных сведений не произойдет.

-    Давайте хором скажем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадайтесь, какие слова я имею в виду. Ребята на слух выделяют нужные слова: лиса, леса.)

-    Что в них интересного? (Одинаково произносятся.) А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и то же? (Называют разное: животное и много деревьев.)

-    Послушайте еще раз слово: [лиса]. Можете точно сказать: я назвала животное или деревья? (Может быть, одно, а может быть, другое – слова-то звучат одинаково.)

-    Проверьте (учитель открывает на доске сложенные из карточек две одинаковые схемы): у меня правильно составлены звуковые схемы этих слов? (Да.)

Ваш коментарий: