Сколько слогов?

-    Сколько в задуманном мною слове слогов? (Три.)

-    А гласных звуков? (Тоже три.)

-    Придумайте слово, которое подходит к схеме.

Далее предлагается умеющим читать детям озвучить запись внизу страницы «Азбуки», а всем остальным определить ее жанр. «Это скороговорка, она помогает научиться произносить звук [р]», – говорят первоклассники.

V.   Подведение итогов урока

-    Что мы сегодня на уроке узнали о словах? (Слова состоят из слогов.)

-    Как узнать, какие слоги в словах? (Надо слово проговорить так, как кричат на стадионе.)

-    Как проверить, верно ли определено количество слогов в слове? (Надо определить, сколько гласных звуков в слове.)

-    На какой звук чаще всего оканчиваются все слоги в словах, кроме последнего?

Комментарий. В лингвистике по вопросу слогоделения существуют разные точки зрения. От выбора той или иной позиции зависят методические решения. В связи с проведенными на уроке наблюдениями и у вас могли возникнуть вопросы о границе слогов: ку-сты или кус-ты?

Как уже было сказано, среди авторов букварей, как и среди лингвистов, нет единства в том, где кончается слог – на гласном или согласном. В «Азбуке» Н.М. Бетеньковой и др. и учебнике «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко принят в качестве основного открытый слог, т. е. слог, оканчивающийся на гласный. Выделяемые же обычно в букварях части слова: сос-на, кук-ла, кус-ты можно трактовать как «кусочки» слов, удобные для чтения, – действительно, прочитать слово со стечением согласных ребенку легче, если эти согласные «разойдутся» по разным частям.

Слог

Пропись № 1, с. 14 Метод. рек. Бетеньковой Н.М., с. 97

Фрагмент урока продолжить обучение схематической записи предложений под диктовку (с выделением слогов).

На уроке письма, работая с предметными картинками, дети составляют предложения и уже известным им способом «записывают» их в тетради по печатанию, например: Растет мак. Цветут маки.

Ваш коментарий: