Согласные звуки, твердые и мягкие

Чтение

Познакомить детей с понятиями «твердые» и «мягкие» согласные звуки. Научить различать их на слух и с помощью условных знаков обозначать на схеме.

Урок 1

Повторение признаков гласных и согласных звуков. Звуковой анализ слов ШАР, ДОМ, ТОРТ на доске. Закрепление способа последовательного выделения звуков в слове.

Знакомство с твердыми и мягкими согласными. Звуковой анализ слов МЫШКА и МИШКА. Сравнение согласных звуков [м] и [м]. Дети поочередно произносят звуки и выясняют: при произнесении [м] есть одна преграда – сжатые губы, а язык не работает. Это ТВЕРДЫЙ согласный, мы будем обозначать твердый согласный звук одной чертой – В – одна преграда. При произнесении звука [м] сжимаются губы, а язык поднимается спинкой к небу, т. е. во рту две преграды: губы и язык. Это МЯГКИЙ согласный звук, его будем обозначать двумя чертами:.

Учитель указывает на важность разграничения твердых и мягких согласных, от которых зависит разный смысл слова: ЛУК – ЛЮК, МЫШКА – МИШКА, УГОЛ – УГОЛЬ, МЕЛ – МЕЛЬ и т. п.

Звуковой анализ слов ЛУК и ЛЮК. Сравнение звуков [л] и [л] по слуху и произношению. При произношении твердого звука [л] язык поднимается к верхним зубам только кончиком. При произношении мягкого звука [л] язык прижимается к зубам и небу не только кончиком, а спинкой до самой середины неба, т. е. преграда усиливается, и мы ее будем обозначать двумя чертами. Дети поочередно произносят эти звуки несколько раз и наблюдают за артикуляцией.

Рассматривание по форзацу азбуки домиков согласных, вывод: твердых и мягких согласных звуков поровну.

Закрепление понятий о твердых и мягких согласных и их смыслоразличительной роли в словах.

Игра «Твердый – мягкий». Детям раздаются карточки с обозначением твердых и мягких согласных (одной и двумя чертами). Учитель называет слова МЕЛ – МЕЛЬ, ЖАР – ЖАРЬ, УГОЛ – УГОЛЬ, КОН – КОНЬ, ПЕНКА – ПЕНЬКИ, ШЕСТ – ШЕСТЬ, ЕСТ – ЕСТЬ. Дети показывают карточку для звука, различающего слова, и называют его.

Самостоятельный звуковой анализ слов учащимися по с. 22 азбуки (КОНЬ, РЫСЬ, ЛОСЬ) с обозначением звуков условными знаками. Взаимопроверка работы.

Ваш коментарий: