Схематическая запись предложений

-    Прочитайте предложение о черепахе в прописи.

-    Как вы теперь записали бы предложение? (Указали бы слова в предложении.)

-    Запишем предложение: Плавают черепахи быстро.

-    Какое первое действие выполним? (Учитель показывает первую карточку, а дети называют, что нужно сделать: послушать предложение и понять его, повторить и запомнить.)

-    Чтобы понять предложение, нужно понять значение каждого слова. (Уточнение первого действия на карточке не отражается, она остается прежней. Дети повторяют предложение.)

-    Что нужно сделать потом? (Учитель показывает вторую карточку, учащиеся называют второе действие: диктуя себе предложение, «записать» его.)

-    А что мы сегодня узнали на уроке обучения грамоте о предложении? (Предложения состоят из слов.)

-    Как же мы теперь будем выполнять второе действие при письме предложения? (Будем показывать, сколько слов в предложении.) (Карточка в таблице заменяется другой: с разделением предложения на слова.)

-    Пишите предложение, диктуя себе шепотом, а я пройду по рядам и послушаю.

-    Отметьте «опасные» при письме места. (Все изученные «опасные места» подчеркиваются, так как они объясняются уже известными детям правилами.)

-    Какие новые «опасные места» вы отметили? (Пробелы между словами.)

-    Сколько всего «опасных мест» встретилось при записи предложения? (Четыре.)

-    Чем закончим работу? (Проверкой.)

Комментарий. «Запись» предложения под диктовку осуществляется по плану, состоящему пока из двух пунктов:

1)   послушать, понять смысл каждого слова, повторить предложение и запомнить его;

2)   диктуя себе, «записать» предложение, показывая слова черточками и отмечая «опасные места».

Действие, обеспечивающее проверку выполнения работы, как уже говорили, пока не выделяем в самостоятельный пункт, так как еще не все операции введены и освоены. Но выполнять это действие обязательно нужно. Учащиеся должны понимать, что значит проверить – прочитать предложение по схеме и посмотреть: 1) все ли слова правильно «записаны»; 2) отмечены ли «опасные места».

Ваш коментарий: