Схематическое обозначение слога

-    А как показать в схеме, что слово ваза состоит из двух слогов? (Надо придумать обозначение.)

-    Посмотрите, как авторы «Азбуки» предлагают обозначать слоги. (Дугами.)

Комментарий. После знакомства с обозначением слогов дети будут показывать их дугами. Если проводится звуковой анализ слова, «запись» может выглядеть так: или  , где черточка – обозначение слова, а дуги – отражение его слоговой структуры.

IV.  Знакомство со способом нахождения слогов и упражнение в его использовании

-    А как узнать, сколько частей в слове и какие? Например, в слове роза?

-    А знаете, на футбольных и хоккейных матчах болельщики постоянно делят слова на слоги! Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда команда забивает гол? (Молодцы!)

-    Верно, они кричат: [ма-ла-цы!], т. е. по слогам. Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте себе, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

-    Попробуйте проговорить, как кричат на стадионе, слово роза и узнать, сколько в нем слогов и какие.

-    Начертите схему этого слова в тетради по печатанию и укажите слоги.

-    Проверьте, верно ли указаны слоги в рамке на странице 26 «Азбуки». (Ус, куст, усы, шар, шарф, шары.) Как будете действовать? (Проговаривать, как кричат на стадионе.)

Комментарий. Далее проводится знакомство со слогообразующей функцией гласных (см. метод. рек.) После сделанного вывода (сколько в слове гласных, столько и слогов) важно подвести детей еще к одному важному наблюдению: подсчет количества гласных в слове помогает проверить, верно ли определено количество слогов при скандировании слова, т. е. является контрольной операцией. Также можно обратить внимание на то, что каждый слог, кроме последнего, чаще всего заканчивается гласным звуком.

-    Как можно было еще проверить, верно ли указаны слоги в словах? (Посмотреть, сколько в них гласных звуков.)

-    Посмотрите на схему слова.

Ваш коментарий: