Ударные слоги

-    Ученые такие слоги назвали ударными. А как они назвали этот секрет нашего языка? Те, кто умеют, прочитайте в «Азбуке». (Ударение.)

III. Схематическое обозначение слога

-    Посмотрите, как выглядит значок ударения. Поставьте и вы такой значок в схеме слова ваза. Над каким слогом его поставите? (Над первым.)

-    А что вы показали этим значком? (Ударение.)

-    Кто догадается, как называется слог, на который падает ударение? (Ударный слог.)

-    А как называется другой слог? Договорите – без.

-    А в слове стакан какой слог ударный? Как это узнать? (Надо удивленно спросить.)

-    Спросите. (Это стакан?)

-    На какой слог падает ударение? (На второй.)

-    Обозначьте ударение в схеме слова.

IV.  Тренировка в постановке ударения в словах и наблюдение за смыслоразличительной ролью ударения

-    А теперь проверьте, верно ли поставлены значки ударения в «Азбуке». Посмотрите, над какими звуками они поставлены? (Над гласными.)

-    Значит, можно говорить, что не только слог ударный или безударный, но и гласный звук бывает ударным или безударным. Как эти сведения показать в нашей таблице «Звуки»? Подумайте. Не поможет ли нам значок ударения? Кто догадался? (Высказываются предложения.)

-    Рассмотрите значки, которые предлагают авторы «Азбуки». (Для обозначения ударного гласного звука над его значком ставят знак ударения. Для обозначения безударного гласного звука под его значком ставят точку.) (В таблицу «Звуки» вносятся новые детали.)

Комментарий. Введение точки как специального знака для указания на безударность гласного звука объясняется следующим: 1) стремлением с первых дней приучать детей не только определять ударные гласные, но и обнаруживать безударные; 2) желанием сразу же ввести тот знак, который в дальнейшем станет обозначением «опасности» при письме. (Конечно, пока детям об этом не сообщается.)

-    Видите на странице рамку коричневатого цвета, а в ней знаки ударного и безударного гласных звуков и слоговую схему? Это задание: указать в словах слоги, обозначить ударение и отметить безударные гласные звуки. Назовите, в каких словах авторы «Азбуки» просят указать слоги, обозначить ударение и отметить точкой безударные гласные звуки (с. 27). (Кружки, кружки; замок, замок.)

Ваш коментарий: