Ударный гласный звук

-    А с какого звука начинается имя другой девочки? (Вывешивается второй портрет.) (Со звука [о].)

-    Как узнали? (По губам.)

-    Посмотрите на схему (Оля.)

-    Какой буквой обозначим ударный гласный звук [о]? (Буквой О, большой.)

(Аналогично проводится работа с другими парами слов: лук – Уля, рис – Ира, мэр – Эля.)

Для выделения звука [ы] и обозначения его буквой ы можно предложить изменить слово шар так, чтобы оно называло много шаров. После знакомства с каждой буквой гласного звука печатная (маленькая) буква помещается в «Ленту букв», а в тетрадях по печатанию дети их печатают.

Комментарий. На этом уроке первоклассники узнают только шесть букв гласных звуков, на следующем уроке к ним добавятся еще четыре, и дети сделают обобщение: в русском языке 6 гласных звуков, а букв для их обозначения почему-то 10. Почему так, они узнают через несколько уроков, открывая один из секретов нашего языка.

IV.  Чтение слов с изученными буквами

-    Попробуйте из этих букв составить слова. Прочитаем, такие ли слова в «Азбуке» на с. 33 в третьем столбике.

-    А какие слова спрятаны во втором столбике? (Бык, бок, бак.)

-    Сколько звуков в этих словах? (Три.)

-    Какие звуки одинаковые? ([б],[к], согласные, твердые; [б] – звонкий, [к] – глухой.)

-    А какие разные? (Гласные [ы, о, а], ударные.)

-    Что помогло узнать, какие это слова? (Буквы.)

-    Какие звуки обозначены буквами? (Гласные, ударные.)

Комментарий. При работе над словами бык, бок, бак; стул, стол, стал

желательно обратить внимание на смыслоразличительную функцию звуков, а также объяснить значение некоторых слов, трудных для детей, например, слов стал, бак.

-    А в словах первого столбика сколько звуков? (Четыре.)

Примечание. В указанном издании «Азбуки» была допущена опечатка: в словах первого столбика на месте первых звуков были пропущены точки. Проверьте подачу материала в издании, по которому Вы работаете.

-    Какие это слова? (Стул, стол, стал.)

Ваш коментарий: