Важный вывод

-    Сделаем важный вывод: на месте звука [с] на конце слова всегда есть опасность выбрать не ту букву.

-    Давайте вывод покажем в нашей схеме. Как мы показываем «опасные места» для гласных? (Точкой.) И для согласных, парных по глухости-звонкости, будем пользоваться точкой. (Учитель ставит точки как сигналы «опасности» в схеме и под буквами согласных на конце слов.)

Комментарий. Если сочтете нужным, напомните о том, как постепенно изменялось назначение точки под буквой или значком звука. Сначала ею обозначали безударный гласный звук. Потом выяснилось, что на месте безударного гласного звука всегда есть «опасность» выбрать не ту букву. И тогда точка стала сигналом такой «опасности» – сначала только на месте гласных звуков. А сейчас, когда открылось, что и на месте согласных, парных по глухости-звонкости, есть «опасность» ошибиться, то и такие места в словах, чтобы не вводить другой знак, стали показывать точкой. Значит, теперь, точка под буквой или значком звука, гласного или согласного, будет обозначать: здесь «опасное» при письме место.

-    А теперь откройте «Азбуку» на с. 18 и сравните: у нас все так же, как в книге? (Нет. В «Азбуке» не показано, что согласный находится на конце слова.)

-    Да. Это очень важно. Но, может быть, парному по глухости- звонкости согласному еще когда-то нельзя доверять? Об этом мы узнаем позже, а сейчас посмотрите на таблицу «Опасные при письме места» и скажите, о каких «опасностях» письма вы знали раньше?

-    Чтобы не забывать наш новый вывод, внесем сделанную нами схему в таблицу «Опасные при письме места».

-    Как вы думаете, где место в таблице для нашего нового открытия? Как показать, что эта часть таблицы будет напоминать нам о согласных, парных по глухости-звонкости? (В таблицу вносится заголовок в виде звуковой карточки парного по глухости-звонкости согласного: 0 и составленная на уроке схема. Таблица приобретает такой вид (в дальнейшем сделанный вывод будет распространен и на другие согласные):

-    А какие еще парные по глухости-звонкости согласные звуки вы знаете? ([б-п]; [в-ф]; [г-к]; [д-т]; [ж-ш])

-    Можно ли им доверять на конце слова, мы будем узнавать постепенно.

Ваш коментарий: