Введение в тему урока

-    Посмотрите на таблицу «Звуки»1 и расскажите, что вы о них знаете. (Звуки бывают гласные и согласные, гласные могут быть в слове ударными и безударными, а согласные – твердыми и мягкими, глухими и звонкими.)

-    Посмотрите на схему слова— и попробуйте сказать, какое слово я задумала. (Сом, сыр, шар, ком, сор.)

-    Я задумала слово. (Учитель называет слово, которого еще не было, например, сам.)

-    Почему так много слов можно подобрать к одной схеме? (Одна карточка может обозначать разные звуки.)

-    А что же надо сделать, чтобы слова можно было узнавать? (Высказываются предположения.)

-    Чтобы узнавать слова, люди решили обозначать звуки буквами. Вот сегодня мы и узнаем, какие буквы используются для обозначения гласных звуков.

II.  Знакомство с буквами гласных для обозначения ударных гласных звуков и с использованием большой буквы в именах

-    Посмотрите на схему, к которой мы придумывали слова. Дайте характеристику гласного звука во всех придуманных словах. (Он ударный.)

-    Попробуем обозначить ударные гласные звуки буквами и посмотрим, помогут ли буквы узнать, где какое слово. (На доске предметные картинки и схемы слов.)

-    Что нарисовано на первой картинке? (Шар.)

-    Кто знает, какой буквой нужно обозначить ударный гласный звук [а] в слове шар? (Читающие дети отвечают: буквой а.)

-    Найдите ее в кассе букв.

-    Почему в кассе букв две буквы, большая и маленькая?

-    Когда мы используем большую букву? (Когда пишем первое слово в предложении.)

-    Посмотрите на портрет девочки, обратите внимание на широко открытый рот. Девочка называет свое имя. Догадайтесь, с какого звука оно начинается. ([а]) Как узнали? (По губам.)

-    Ее зовут Аля. Назовите гласный звук в имени девочки. Какой он? (Ударный.) Какой буквой его обозначим? (Буквой а.)

-    А какой: большой или маленькой? Посмотрите, как написаны ваши имена на тетрадях по печатанию? (Имена написаны с большой буквы.)

Ваш коментарий: