Введение в тему урока

-    А буквы нам зачем? (Писать и читать слова и предложения.)

-    Верно, но для письма слов и предложений нужно уметь не только писать буквы. Нужно еще, например, слышать звуки в словах. Проверим, умеем ли мы это делать.

II.  Формирование умения проводить звуковой анализ слов

-    Посмотрите на первую картинку в прописи. Что вы видите? (Стол, на нем ваза, в вазе розы.)

-    Под картинкой есть звуковая схема. Сколько в слове слогов? (Один.) Как узнали? (По гласному звуку: он один – значит, и слог один.)

-    Покажем дугой, что в слове один слог. А какое же слово спрятано в схеме? (Стол.)

-    Вставьте в схему нужные обозначения звуков слова стол. Какой первый звук? ([С] – согласный, твердый, глухой.)

-    Назовите и охарактеризуйте второй звук? ([Т] – согласный, твердый, глухой.)

-    Какой третий звук? ([О] – гласный, ударный.)

-    Как вы думаете, нужно ли поставить ударение? (Высказываются мнения.)

-    Если в слове один слог, значит, гласный звук в нем ударный. Поэтому в односложных словах ударение договорились не ставить.

-    Назовите последний звук в слове стол. ([Л] – согласный, твердый, звонкий.)

-    Рассмотрите другие картинки. Назовите, что нарисовано на них. (Диван, шкаф, книги.)

-    А кто нарисован около дивана? (Котенок.)

-    Какие еще слова подходят к первой схеме? А почему не подходит слово шкаф? (В слове шкаф последний звук [ф] – глухой, а в схеме звонкий.) (Аналогично проводится работа и с другими схемами. Выясняется, что ко второй схеме подходит слово книги, к третьей – слова ваза и розы, а к четвертой – диван.).

Комментарий. В ходе работы отрабатывается способ действия для деления слов на слоги и выявления ударения, в схемах точками отмечаются безударные гласные звуки.

III. Работа над предложением (составление и запись под диктовку)

-    Составьте предложение о вазе на столе. (На столе стоит ваза с розами.)

-    Посмотрите, оно ли «записано» в прописи? (Нет.)

-    Почему? (В предложении не три слова, как в прописи.)

-    А сколько? Посчитайте. (Выясняется, что в предложении 6 слов, из них два – «маленьких»: на и в.)

-    А попробуйте эту мысль выразить короче. (На столе стоит ваза; На столе ваза.)

Ваш коментарий: