Выбор буквы

-    Какую же букву выберем для обозначения ударного гласного в имени Аля? (Большую.)

-    Когда же еще используется большая буква? (Большая буква используется в именах.)

-    Как это показать в нашей таблице: «Опасные при письме места»1? (Дети предлагают свои варианты, среди которых есть и такой: надо в схеме предложения одно слово сделать именем и обозначить его дополнительной черточкой.)

-    Верно, это тоже «опасное при письме место», о котором надо помнить.

(Учитель заменяет карточку, помещенную в таблицу раньше, другой.)

-    Посмотрите на карточку и скажите, какие «опасные места» встречаются при «записи» предложений.

-    А почему начало имени – «опасное при письме место»?

-    Ответьте на вопрос: Что у Али? (У Али шар.)

-    Что помогло ответить на вопрос? (Предложение.)

-    «Запишите» его в тетради по печатанию, отмечая все «опасные места».

-    Посмотрите на схемы слов шар и Аля и скажите, какой звук мы обозначили буквой а? (Гласный, ударный.)

-    Помогают ли буквы узнавать слова? (Да.)

-    С какой буквой мы познакомились? (С буквой «а».) (Буква «а» печатная (маленькая) помещается в таблицу «Лента букв»2.)

-    Напечатаем в тетрадях по печатанию сначала большую букву «а», а потом маленькую. (На доске показывается, как печатаются буквы, после чего задание выполняется учениками в тетрадях по печатанию.)

III. Закрепление полученных знаний применительно к другим буквам гласных

-    Узнаем, какими буквами обозначаются другие гласные звуки и проверим помогают ли буквы узнавать слова. (На доску вывешивается картинка.)

-    Как называется рыба, нарисованная на картинке? (Сом.)

-    Какой гласный звук в этом слове?

-    Какой буквой его обозначим? (Читающие дети отвечают: буквой о.)

-    Можно ли выбрать для его обозначения букву а?

-    Попробуем. Что случилось? (Слово стало другим: сам.)

-    Какое же наблюдение мы с вами сделали? Ударный гласный звук указывает на букву, которой его надо обозначить? (Да.)

-    Можно такому звуку доверять и сразу писать букву по его подсказке? (Да.)

Ваш коментарий: