Знакомство с опасными местами

-    Парный или непарный по глухости-звонкости? (Парный.)

-    Посмотрим, как пишутся эти два слова. (Открывается запись на доске: плот – плод.) Какими буквами обозначен на конце слов звук [т]? (Учитель уточняет, при каком значении слова пишется буква т, а при каком – д.)

-    Что мы узнали о звуке [т]? (Он может обозначаться буквами т и д.)

-    Когда так бывает? (Когда он находится на конце слова.)

-    Можно ли в этом случае звуку [т] при письме доверять? (Нет.) А что это значит: нельзя доверять? (Нельзя писать, как слышишь; надо узнавать букву.)

-    Раз парному по глухости-звонкости согласному звуку [т] нельзя доверять, значит, на его месте при письме будет. («опасность»). Давайте вспомним нашу таблицу «Опасные при письме места» и дополним ее.

Учитель обращается к таблице и «читает» соответствующую ее часть, указывая на те или иные детали и привлекая детей к договариванию предложений.

-    При письме на месте парных по глухости-звонкости согласных звуков встречаются. («опасности»). Это бывает, когда парный по глухости-звонкости согласный находится. (на конце слова). «Опасны» эти места потому, что один и тот же звук может обозначаться.

(разными буквами). Например, звук [с] – буквами.(з или с); звук [т] – буквами. (д или т); звук [к] – буквами. (к или г).

(Говоря о буквах, учитель помещает в таблицу отсутствующие карточки. На следующих уроках ряды букв должны быть дополнены.)

-    Как вы думаете, согласным, парным по глухости-звонкости, нельзя доверять только тогда, когда они находятся на конце слова? (Высказываются разные предположения.)

-    Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, послушайте еще два слова и скажите, есть ли в них звук [т] и где он находится: плитка – лодка. (Есть, находится в середине слова.)

-    Давайте уточним: перед какими звуками слышится звук [т]? (Перед звуком [к].)

-    Какой это звук? (Звук [к] – согласный, твердый, глухой.)

-    Парный по глухости-звонкости или непарный? (Парный.)

-    Посмотрим, как пишутся эти слова. (Открывается запись на доске: плитка – лодка.)

-    Какими буквами обозначен звук [т] в этих словах? (Буквами т и д.)

-    Какой вывод сделаем: можно ли при письме доверять звуку [т], когда он слышится в середине слова перед парным согласным? (Нет, нельзя.)

Ваш коментарий: