Знакомство с понятием «ударение»

Повторение слогового состава слова ВАЗА. Обозначение слогов дугами под схемой. Учитель, выделяя голосом первый слог, произносит слово ВАЗА и спрашивает у детей, с одинаковой ли силой голоса он произнес оба слога. (Нет.)

-    Какой слог звучит громче? (Первый слог – ВА.) А второй как? (Тише.) Давайте повторим это слово еще раз: первый слог произнесем громко, а второй – тише, слабее. Дети произносят слово ВАЗА, выделяя силой голоса первый слог: ВАза.

-    Правильно, мы первый слог произносим громче, как будто «ударяем» по нему голосом. Это так и называется – УДАРЕНИЕ. Ударение обозначается косой черточкой с наклоном вправо и ставится над значком гласного звука. (Дети находят знак ударения на схеме слова ВАЗА.) Гласный звук, на который падает ударение, называется УДАРНЫМ, а слог, в котором он находится, называется ударным слогом. Гласный, на который не падает ударение, называется БЕЗУДАРНЫМ и слог, в котором он находится, называется безударным. Повторим еще раз слово ВАЗА, выделяя силой голоса ударный гласный (ВАЗА).

Назовите ударный гласный в слове ВАЗА, покажите его. Как он обозначен? (Косой чертой над буквой гласного.) А какой гласный безударный? Покажем его, обозначив точкой под значком безударного согласного.

Посмотрите на рисунок справа. Что вы видите там? (Стакан.) Сколько слогов в этом слове? (Два.) Почему? (Потому что в этом слове 2 гласных.) Детям предлагается посмотреть на схему под рисунком, где стоит косая черта. Что она обозначает? (Ударение.) На какой слог падает ударение в слове СТАКАН? (На второй слог.) Скажем слово стакан еще раз, выделяя силой голоса второй слог. Что указывает на безударный гласный? (Точка под значком.)

Сообщение учителя: ударение помогает соединить отдельные слоги в целое слово: ВАз а, стаКАН, васиЛЕК, роМАш ка, раБОта, КОф точка, Аз бука. К ударному слогу присоединяются все безударные и получаются целые слова. Вот какую важную работу выполняет ударение.

Ваш коментарий: