Знакомство с признаками «опасных мест»

Чтение слов, предложений с буквами С, с; З, з

Азбука, ч. 1, с. 77 Метод. рек. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., с. 51-56; Бетеньковой Н.М., с. 172

1) тренировать в чтении и развивать фонетический слух учащихся; 2) познакомить с признаками «опасных мест» для гласных и начать работу над умением находить эти орфограммы.

Комментарий. 1) Обдумывая этот урок, очень значимый для всего последующего обучения орфографии, обязательно прочитайте комментарии в методических рекомендациях к учебнику 1-го класса. Можете познакомиться и с предлагаемым там описанием уроков, хотя многими деталями они отличаются от приводимых в данном пособии. 2) Решение поставленных задач продолжите как на ближайшем уроке письма, так и на следующих уроках (их описание, полностью или частично, далее приводится.)

I.   Повторение изученного и введение в тему урока

-    Назовите по «Ленте букв» буквы гласных звуков.

-    А теперь назовите буквы согласных звуков.

-    Какие звуки может обозначать буква «эс»? (Буква «эс» может обозначать согласные звуки [с, с], твердый и мягкий, глухие.)

-    А можно ли, увидев букву согласного, например, «эс», сразу сказать, что на ее месте будет твердый звук [с]? (Нет.)

-    Почему? (На буквах согласных «не написано», как их читать.)

-    Кто же ими «командует»? (Буквы гласных, которые идут после них.)

-    Проверьте себя: не ошибетесь? Прочитайте слоги, выполняя «команды» букв гласных. (Слоги написаны на доске.)

-    Составьте из слогов слова. Интересно: много получится? (Учитель предъявляет слоги, ребята читают и хлопком показывают, что слово получилось; 1-2 раза создается ситуация «ловушки». Выясняется, почему, например, «сесо» – не слово. Дети говорят: ничего не значит.) (В результате собираются слова: сёла, сёли, сёло, село, сила, сёла, сало, лоси, соли, лиса.)

Ваш коментарий: