Знакомство с «секретом»

Знакомство с «секретом» слияния звуков прямого слога в речи

Давайте узнаем секрет: как же сливаются звуки в слоге МУ.

-    Скажите слог МУ. Какие в нем звуки? ([м], [у]). Как мы их произнесли, отдельно или вместе, слитно? (Слитно.)

-    Приготовьтесь к произношению слога МУ еще раз, но не говорите его, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились произносить слог. (Дети готовятся к произношению слога и смотрят друг на друга).

-    Вы сжали губы. Для какого звука? (Для [м].)

-    А для какого звука вы вытянули губы в трубочку? (Для [у].)

-    Ко скольким же звукам вы сразу приготовились, к одному или двум? (К двум.)

-    Вот как интересно! Вы еще слога не говорили, а уже приготовились сразу к двум звукам. Приготовьтесь еще раз к слогу МУ. А теперь дайте голос! (МУ!)

-    Сколько раз вы дали голос на слог? (Один раз.) А сколько звуков сказали? (Два.)

-    А как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)

-    Как же звуки сливаются? Вспомните, как вы к ним готовитесь, по очереди или сразу к двум? (Сразу к двум.) Вот поэтому они и сливаются. После звука [м] сразу, без перерыва звучит уже подготовленный звук [у] (ведь отдельно к нему готовиться не надо), и звуки сливаются, звучат слитно: МУ.

Закрепление способа слияния звуков слога в речи.

-    А теперь приготовьтесь к слогу МО, к каким двум звукам надо сразу приготовиться? ([м], [о]). Приготовьтесь и посмотрите друг на друга. (Дети готовятся: сжимают и вытягивают губы). Ко скольким же звукам надо готовиться, чтобы они слились? (К двум.) Надо ли после первого звука готовиться ко второму? (Нет.). Приготовьтесь еще раз к двум звукам! (Дети готовятся.) Скажите слог! (МО). Звуки слились, потому что еще до произношения вы хорошо подготовились сразу к двум звукам, а голос дали один раз. Такая же работа проводится со слогом МИ.

Учитель просит детей посмотреть на него и по губам угадать, к какому слогу он приготовился.

Ваш коментарий: