Знакомство со звуками [з-з] и с буквой З

Выделение звука [з] из слова ЗАЙКА, произношение звука, его характеристика: согласный, твердый, звонкий (при произношении с закрытыми ушами слышится голос). Обозначение на схеме одной черточкой с точкой («включение голоса»). Узнавание звука [з] в словах ЗИМА, ЗЕЛЕНЬ и др. и его характеристика: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение на схеме двумя черточками с точкой. Подбор детьми слов с парными по твердости-мягкости звуками [з-з]. Демонстрация буквы З, «подружки» буквы С. Правильное называние буквы – «зэ».

Произношение и сравнение звуков [с-з], [с-з]. Устанавливается сходство их артикуляции (кончик языка при произношении [с] и [з] упирается в нижние зубы) и различие в звучании. Отнесение их к парным согласным по глухости-звонкости.

Упражнение с сигнальными карточками. Учитель произносит слова со звуками [с-з]: ВАЗА, ГАЗОН, ВЕСНА, ПРОСИТЬ, ЗВОНИТЬ, ПОЗДРАВЛЯЮ, СПАСИБО, КОЗА, КОСА, БЕРЁЗА, РОЗА, РОСА и др., а дети показывают соответствующие карточки с буквами З и С.

Чтение прямых слогов с буквами С и З по слоговой таблице с договариванием слогов до целого слова.

Чтение слоговой чистоговорки с буквами С и З (вверху с. 76), выборочное чтение прямых слогов с мягкими согласными для Тима и с твердыми согласными для Тома. Составление предложения по схеме и рисунку: ПОД ЗОНТОМ СИДИТ ЛИСА.

Обучение чтению слогов со стечением согласных с доски:

ЛА-СЛА-ЗЛА; МА-СМА-ЗМА; НУ-СНУ-ЗНУ

Учитель читает первые три слога и показывает, что трехбуквенные слоги читаются так же, как и двухбуквенные, на одном дыхании, одним толчком воздуха, без паузы после первой буквы:

СЛИ, ЗНИ, ЗМИ, СНИ, ЗРЕ, СНЕ, СМЕ, СЛЕ, ЗМЕ

Гласный в трехбуквенном слоге только один, поэтому и голос дается один раз (не С-ЛИ, а СЛИ). Дети читают слоги хором и индивидуально (цепочкой) с выборочным дополнением их до целых слов.

Ваш коментарий: