Звук [ц] и его обозначение буквой Ц

Научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]). Познакомить с буквой Ц, научить читать с ней слоги, слова, предложения.

Урок 1

Повторение изученного о звуках и буквах по форзацу «Азбуки». Рассматривание домиков «Звукограда», называние гласных и согласных звуков. Соотнесение домиков «Звукограда» с домиками «Буквограда». Нахождение в нем домика с буквой X. Называние читающими детьми других букв, которые «живут» в домике вместе с буквой Х (Ц, Ч, Щ). Постановка цели ближайших уроков: познакомиться со всеми «жителями» этого домика и узнать, какие звуки они обозначают.

Работа со звуком [ц] и буквой Ц.

Отгадывание загадки:

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Рассматривание рисунка, выделение звука [ц] и его характеристика (согласный, всегда твердый, глухой). Показ буквы Ц, ее правильное название («це»). Объявление буквы Ц «именинницей» урока.

Составление и чтение слогов с буквой Ц и буквами гласных А, О, У, И, Ы, Е по слоговой таблице. Наблюдение за произнесением звука [ц] во всех слогах. Дополнение слогов до целых слов. Подбор детьми слов со звуком [ц] в начале, в середине и конце слова. Вывод: буква Ц обозначает звук всегда твердый и глухой, [ц] не имеет мягкой и звонкой пары, это непарный звук.

Работа по с. 100.

Чтение столбиков слов по цепочке. Наблюдение за написанием и произнесением слов с буквой Ц. Выяснение, что буква Ц перед любыми буквами гласных читается твердо. Простановка ударения и определение «опасных мест» в словах ЦЕНА, ЦАРАПИНА. Наблюдение над написанием и произношением в них безударных гласных. Обобщение: иногда буква безударного гласного совпадает с его звучанием, а иногда – нет, поэтому место безударного гласного – «опасно» при письме.

Ваш коментарий: