Звуки [р, р] и буквы Р, р

Азбука ч.1, с. 64-65 Метод. рек. Бетеньковой Н.М., с. 154

1) учить детей на слух различать в словах звуки [р], [р]; 2) учить читать слоги разной структуры и слова с буквой «эр»; 3) наблюдать за совпадением или несовпадением безударных гласных звуков и обозначающих их букв.

Фрагмент урока закрепления

Комментарий. До этого урока дети узнали, что согласные звуки обозначаются буквами согласных, при этом им для общего знакомства были предъявлены все буквы. Также они узнали, что на буквах согласных «не написано», как их читать: твердо или мягко. Для того чтобы узнать это, необходимо посмотреть на букву гласного, стоящую справа, и выполнить «команду», которую она дает. Механизм чтения прямых слогов отрабатывался на всем диапазоне букв согласных, в том числе и на букве «эр».

I.   Введение в тему урока

-    Посмотрите на «Ленту букв». Прочитайте буквы гласных звуков.

-    А можно ли прочитать буквы согласных? (Нет, на них «не написано», как их читать: твердо или мягко.)

-    Какие звуки может обозначать буква «эр»? ([р], [р])

-    Посмотрите на картинку. Кого видите? (Рака.)

-    Проведем звуковой анализ слова рак.

-    Произнесем и послушаем слово. (Дети хором произносят слово орфоэпически.)

-    Определим, сколько в нем слогов. Как это сделаем? (Проговорим его, как кричат на стадионе.)

-    Если в слове один слог, то будем узнавать, на какой слог падает ударение? (Нет. Если слово состоит из одного слога, то он ударный.)

-    Выделите первый звук в слове и скажите, какой он. ([р-р-р а к], согласный, твердый, звонкий.)

-    Обозначьте его нужной карточкой. (Можно звуковые схемы составлять и в тетрадях по печатанию.) (Аналогично выделяются и другие звуки в слове.)

-    «Прочитайте»: получилось слово? (Да.)

-    А где живет рак? (В реке.)

-    Назовите первый звук в слове река и скажите, какой он. (Звук [р] – согласный, мягкий, звонкий.) (Для экономии времени можно не проводить звуковой анализ этого слова, а предложить открыть «Азбуку» на с. 64 и проверить, звуковые схемы этих слов там представлены или нет. Дети обнаружат, что в «Азбуке» предлагается схема слова речка, в котором первый звук такой же, как и в слове река.).

Ваш коментарий: