Звуки речи

-    Почему эти слова звучат по-разному? (В них разные звуки.)

Вывод: звуки в словах разные. По разным звукам мы узнаем

разные слова.

Звуковой анализ 2-фонемных слов АУ и УА.

По рисунку «Заблудившиеся дети» (в азбуке или на доске) учитель предлагает узнать, какие звуки в слове – Ау. Для этого произнесем слово и послушаем, какой в нем первый звук (учитель протяжно произносит слово, интонационно выделяя первый звук): А-А-А-У. (Первый звук [а]). Давайте обозначим его пустым квадратиком. (Учитель обозначает звук квадратом на доске, дети кладут квадратик на парту, проговаривая звук [а]). Скажем это слово еще раз и послушаем следующий звук: А-У-У-У Какой второй звук? ([у]) (Звук обозначается пустым квадратиком.) У нас получилась схема слова АУ из двух звуков-квадратиков.

-    Покажите первый квадратик и скажите, что он обозначает?

-    Что обозначает второй квадратик?

Работа по картинке со словом УА.

Какое слово произносит маленький ребенок, когда плачет? (УА) Давайте послушаем, какие звуки есть в этом слове. Скажем его еще раз и послушаем, какой в нем первый звук: У-У-У-А. Какой первый звук? ([у]). Обозначим его квадратиком на доске и на партах. Скажем это слово еще раз, послушаем, какой второй звук: У-А-А-А. Какой второй звук? ([а]) Обозначим его квадратиком (на доске и на партах). Сколько же звуков мы слышим в слове УА? (Два.) Какой первый? ([у]) Какой второй? ([а]). А в слове АУ были эти звуки? (Да.)

А порядок звуков в этих словах – одинаковый? (Нет, разный.) Вывод. Значит, в каждом слове нужно знать не только все звуки, но и в каком порядке они следуют друг за другом. Например, если в слове НОС поменять звуки местами, то получится СОН.

-    Какие звуки в слове НО? Какой первый? Второй? Что получится, если поменять их местами? Сколько звуков в слове МЫ? Какой первый? Второй? Поменяйте звуки местами!

Наблюдение за работой органов речи при произношении слов.

Ваш коментарий: