Звуки [ш-ж] и их обозначение буквами Ш, Ж

Познакомить учащихся со смыслоразличительной ролью звуков [ш-ж], научить различать их на слух, не смешивая один с другим и звуками [с-з]. Научить детей читать слова и предложения с новыми буквами. Привлечь внимание к сочетаниям ШИ- ЖИ. Учить выделять ударные сочетания ШИ-ЖИ как «опасные» при письме.

Урок 1

Повторение изученного.

Чтение алфавита печатных букв. Называние труднозапоминаемых названий букв по указанию учителя (К, Л, М, Н, Ф и т. д.). Подбор слов со звуками, которые обозначаются этими буквами.

Работа со слоговой таблицей, нахождение в ней слов: КАНИКУЛЫ, СОЛОМИНА, МУЗЫКА, ПЕЛИ, КУПАЛА и т.п.

Хоровое чтение с доски слов с изученными буквами (ударения в словах проставлены):

ВАРИЛ    БОЛЕЛА   ИГРАЛ

ПОВАР    ЗАБОЛЕЛ  ПОИГРАЛ

ЗАВАРИЛА ПЕРЕБОЛЕЛА    ПРОИГРАЛ

ТОВАР    БАЛОВАЛА ПЕРЕИГРАЛ

Чтение слов цепочкой с выделением ударного слога силой голоса. Выборочное чтение детьми по слогам 4-5-сложных слов с перестановкой ударения с одного слога на другой. Определение «опасных мест» при письме гласных в словах.

Работа со звуками [ш-ж], буквами Ш, Ж.

Звуковой анализ слова ШАР. Выделение звука [ш] и его характеристика (согласный, твердый, глухой, произносится без голоса). Показ буквы Ш и ее правильное называние («ша»).

-    А какое слово получится, если первый звук в слове ШАР произнести с голосом? (ЖАР) Выделение из слова ЖАР звука [ж] и его характеристика. Показ буквы Ж, ее называние («жэ»).

Сравнение звуков [ш-ж], выявление сходства по артикуляции: при произнесении звуков во рту создается одинаковая преграда (кончик языка поднимается к небу) и различия по голосу и шуму. Вывод: [ш-ж] – парные согласные по глухости-звонкости.

Чтение по слоговой таблице и с доски слогов с буквами Ш и Ж и всеми буквами гласных, кроме Ы, Э, Я, Ю:

ША ШО ШУ ШИ ШЕ ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕ

Обратить внимание детей на то, что в слогах последних трех столбиков буквы И, Е, Ё не обозначают мягкости звуков. Звуки [ш-ж] всегда твердые и не имеют пары по мягкости.

Ваш коментарий: