Звуки вокруг нас

Закрепить понятия «слово» и «предложение». Познакомить детей с понятием «звук», с различными неречевыми звуками. Дать общее понятие о том, что по звукам мы узнаем различные предметы.

Урок 1

Повторение изученного о предложении и слове. Называние слов по картинкам на доске (различные животные, цветы и т. п.). Составление предложений с некоторыми из слов.

Разграничение понятия «слово» и предмета, названного словами.

-    Что можно делать с цветами? (Нюхать, рисовать, дарить, ухаживать за ними.) Что можно делать со словом цветы? (Услышать, назвать, записать схемой.)

Упражнение «Живое предложение». Учитель вызывает детей по количеству слов, из которых будет составлено предложение, и говорит каждому, каким словом тот будет: например, быстро, едет, машина. Затем «живым словам» предлагается встать друг за другом (слева направо) согласно словесному составу предложения:

МАШИНА БЫСТРО ЕДЕТ.

Ученик, выполняющий роль первого слова, поднимает правую руку – знак начала предложения, и подает руку следующему – знак связи слов в предложении. Последний кулачком левой руки символизирует точку в конце предложения.

Знакомство с понятием «Звук». Учитель предлагает закрыть глаза и послушать, что он будет делать. Учитель звонит в колокольчик, мешает ложкой в стакане, стучит по столу, режет ножницами бумагу и т. п. Дети угадывают его действия. Далее выясняется, что действия узнавались не по самим предметам, а по звуку, сопровождающему действие с ним.

Вывод: все, что мы слышим, называется звуками. Звуки бывают разные. По разным звукам мы узнаем разные предметы.

Учитель просит представить: шум проносящегося мотоцикла; бульканье воды, наливаемой из графина в стакан; гудки в телефонной трубке («занято»); музыкальные позывные передачи «Спокойной ночи, малыши»; снова – шум мотоцикла и т. д.

Закрепление понятия «звуки» по с. 16 азбуки. Рассматривание рисунков и определение звуков, которые издают изображенные предметы и животные (звон колокольчика, перестук капель воды, лай собаки, стук дятла, тиканье часов, шипенье змеи и т. д.).

-    Как называется все, что мы слышим? (звуки)

-    Какие звуки вы знаете?

-    Что мы узнаем по звукам? (Мы узнаем разные предметы.)

Ваш коментарий: